Что такое байонет объектива. Байонет F компании «Никон». Байонет Nikon типа AI

21.08.2019 Фото

Cтраница 1


Байонетный фиксирующий стопор (а, байонетное соединение (б и форма отверстия в соединяемых деталях (в.  

Байонетное соединение используют в тех случаях, когда не требуется точного взаимного расположения совмещаемых деталей, но необходима быстрота соединения и разъединения. Стопор выполнен под шлиц или имеет головку с накаткой. В нижнюю часть стопора запрессована пружинная скобка, которая после вставления стопора в отверстие с проушинами и разворота на 90 прижимает друг к другу соединяемые тонколистовые детали.  


Байонетное соединение в отличие от замкового соединения ласточкин хвост основано не только на осевом перемещении, но и на повороте одной из деталей относительно другой. Роль штырей на детали типа круглая крышкам могут выполнять выступы, оформленные секторами и в прорези между которыми входят выступы на корпусе при осевом перемещении крышки. При повороте крышки выступы на корпусе размещаются за выступами на крышке.  


Байонетное соединение на рабочем конце ствола позволяет отъединить головку и вынуть манипулятор из шарового шарнира.  

Байонетные соединения позволяют быстро соединять и разбирать цилиндрические детали. Как видно из рис. 34, при сборке такого соединения выступы одной детали входят в прорези другой полой детали, а затяжку соединения производят, поворачивая одну деталь относительно другой. Этот способ часто применяют для крепления разъемов, экранов пальчиковых радиоламп и других деталей.  

Байонетное соединение сопла с обогревательным цилиндром применяется редко.  

Элементы байонетного соединения, воспринимающие нагрузку от давления среды, рассчитываются на прочность на эту нагрузку по общеизвестным формулам сопротивления материалов.  

Благодаря байонетным соединениям фильтрующий элемент 2 легко извлечь из корпуса. Вместе с ними деликом удаляется осадок. Фильтр устанавливают на напорной линии насоса выше уровня краски в ванне, чтобы из него полностью вытекла краска после снятия давления.  

В байонетном соединении (рис. 173) одна деталь имеет цилиндрические выступы (штифты) на наружной поверхности (обычно два), а другая - прорези, по числу выступов первой детали. При соединении деталей выступы входят в прорези. Детали поворачиваются одна относительно другой и тем обеспечивается их соединение.  

Штыковые или байонетные соединения (рис. 277) осуществляют штифтами /, выступами 2 или винтами 3, которые вводят в прорези специальной формы, имеющиеся на парной детали, путем поворота одной из соединяемых деталей. Для соединения деталей цилиндрической формы (рис. 277, а - г) можно применять по одному штифту (винту), по плоскостям (рис. 277, д) - не менее двух винтов.  

Как разновидность замковых соединений можно рассматривать байонетные соединения деталей посредством осевого перемещения и поворота (иногда бокового смещения) одной из них относительно другой.  

Кто не в курсе, в этот раздел будут добавляться материалы, читать которые стоит последовательно.

Байонет – это система крепления объектива к камере. Расположен на фронтальной части камеры. Благодаря нему объектив надежно крепится к камере и обменивается с ней данными через электронный интерфейс.

Интересуясь этимологией, можно полезть в словарь и увидеть, что сам термин «байонет» происходит от французского baïonnette, что в переводе «байонетный замок, байонетное соединение» либо «штык». Кстати, интересное совпадение – «baïonnette au canon» в переводе с французского ­– «с примкнутым штыком». Вот откуда идут корни компании Canon))

Подключение объектива к камере можно разделить на две основные задачи:

  • Механическую. Объектив должен надежно и плотно держаться, выполняя работу по пропусканию света и его преломления через систему линз. Свет должен попадать в видоискатель и на матрицу в соответствии с задумкой инженеров.
  • Электронную. Современные объективы напичканы электроникой. Байонет обеспечивает состыковку электрических контактов, расположенных на объективе и на камере. Так, например, у вас работает автофокус.

Байонет и его элементы на практике

Возможно, вы только начинаете вникать в фотодело, и тут сразу какие-то байонеты, электронные интерфейсы, либо наоборот ненужные детали… В таком случае в конце статьи .

Если присмотреться к камере, можно увидеть металлическую окружность, которая крепится к камере винтами. В моем случае 6ю винтами. На этой же поверхности есть металлический штырь, являющийся пружинкой (в примере отмечен зеленым). Создает обратную связь в виде усилия при попытке состыковки объектива с камерой.

Состыковка камеры и объектива

Допустим, вам нужно подсоединить объектив к камере. Рассказываю на своем примере. У вас будет по схожему принципу. На изображении выше вы видите белую метку (по часовому циферблату на 2 часа). На корпусе объектива в части байонетного соединения имеется такая же белая метка. Прижимаем объектив к камере так, чтобы эти метки совпали. Поворачиваем объектив против часовой стрелки (у Nikon, у Canon – по часовой стрелке, у других производителей читайте инструкцию или очень аккуратно пробуйте) до щелчка. Все, объектив надежно присоединен! Чтобы снять его, нажмите на большую кнопку справа от байонета (на 3 часа по циферблату) и, задержав ее, вращайте объектив по часовой стрелке.

Не уроните объектив или камеру при снятии/одевании объектива.

Не держите камеру открытой – одевайте либо объектив, либо заглушку, чтобы не попадала пыль.

По поводу электронной составляющей байонета. Современные объективы в своей массе автоматические, не механические, и обладают электронным управлением диафрагмы и фокусировки. Естественно, работать эти функции могут только в паре с камерой того же производителя. Электронные контакты расположены на камере и объективе, совмещаются при состыковке. Посмотрите на фото ниже.


Электронные контакты на камере


Электронные контакты на объективе

Контакты используются для подачи питания на привод и микропроцессор объектива (сегодня все автофокусные объективы ими оснащены). Ранее на байонете в камере был механический блок, который физически «крутил» линзы, подстраивая автофокус. Сейчас такого практически нет, и используется только при работе со старыми объективами, не обладающими приводами, называется отверткой. Современные же линзы обладают высокоточными сервоприводами.

Основные характеристики байонета

Байонет на камере всегда делают из металла. На объективе может быть сделан как из пластика, так и из металла, в зависимости от класса объектива. Конечно, лучше, металлическое исполнение – так можно совершать бесконечное количество отстегиваний-перестегиваний объектива, длиннофокусные тяжелые объективы также меньше разбалтываются с металлическим креплением.

Рабочий отрезок – важная характеристика байонета. Определяет расстояние между плоскостью матрицы и плоскостью крепления объектива. Рабочий отрезок измеряется в миллиметрах, определен для каждой системы. К примеру, у Nikon он равен 46.5 мм, у Canon – 44 мм. В практическом смысле суть заключается в возможности установки объективов от неродных систем. Допустим, у вас камера Canon. Если объектив принадлежит к системе, у которой рабочий отрезок больше, то его установка потенциально возможна с помощью адаптеров.

Однако, отмечу, что обычным пользователям делать этого не стоит. Лучше постепенно собрать современный парк оптики, чем заниматься такими экспериментами.

Байонеты по производителям

Даже у одного производителя могут быть подвохи и, купив объектив, подходящий для камеры Nikon, вы не получите его корректную работу. Некоторые догадались, что речь идет о размере матрицы. И объектив, который спроектирован для камеры с меньшей матрицей, будет работать не так, как нужно на камере с большей матрицей. Вот наоборот – вполне. Однако это тема наших последующих бесед. Ниже я представляю список маркировок байонетных креплений.

Производитель камеры Байонет
Nikon F (FX)
F (DX)
1 (CX)
Canon EF
EF-S
EF-M
Sony α-mount
E-mount (F)
E-mount (FE)
Panasonic, Olympus 4/3 (FT)
micro 4/3 (MFT)
Fujifilm X
Pentax K
Q
Samsung NX
Leica M

Если у вас есть камера и вы планируете приобретать объектив, то обязательно выбирайте объектив под вашу маркировку. Пользуйтесь соответствующими фильтрами в интернет-магазинах. Например:

Конечно же, не стесняйтесь задавать свои вопросы в комментариях – обязательно постараюсь ответить.

Вопросы безопасности

Поставляется без объектива. Продавать камеру просто так, с видимым зеркалом и прочими элементами, как на первом изображении, производитель допустить не может. Это примерно, как отпустить пациента с открытой раной без перевязки. Поэтому на месте объектива установлена пластиковая заглушка. Выглядит так:


Важно! Не теряйте эту заглушку при покупке. Никогда не оставляйте корпус камеры в открытом состоянии. Во избежание попадания пыли, грязи вовнутрь и механических повреждений никогда не оставляйте камеру открытой – на ней должна быть либо заглушка, либо объектив. Исключениями являются случаи замены объектива и чистка камеры.
Если приобретаете б/у камеру, поинтересуйтесь о наличии такой заглушки.
Это базовые правила фото-гигиены. Как ежедневная чистка зубов. Просто запомните и делайте постоянно.
Не воспринимайте вышенаписанное как очередной бесполезный совет, который можно пролистать. Это действительно важно.

Резюме

  • Байонет выполняет функцию механического и электронного крепления к камере.
  • Не рассчитывайте на установку объектива с одним байонетным соединением на камеру с другим. Отчасти это возможно при помощи переходников, но это лишние танцы с бубном. Поэтому советую ориентироваться на приобретение объективов, подходящих именно к вашей системе (читать камере).
  • Даже в случае одного байонета, например, F у Nikon, при выборе объектива нужно отталкиваться от маркировки. Если у вас полнокадровая зеркальная камера, то стоит выбирать объектив для байонета типа F (FX).

Многие начинающие фотографы считают, что именно фотокамера определяет качество снимков. Они долго и скрупулезно выбирают саму камеру, но вопрос выбора объективов к ней зачастую игнорируют. Но не зря ведь зеркальные фотокамеры и беззеркалки имеют сменные объективы. Это дает фотографу возможность выбрать из широчайшего модельного ряда наиболее подходящий для его задач объектив. Именно объектив, а не фотокамера отвечает за многие качества будущей фотографии: например, за угол обзора, детализацию, глубину резкости, красоту размытия фона (боке). Кроме того, объектив влияет и на цветопередачу, а также контраст фотографий.

Фотокамера может обеспечить высокое разрешение матрицы, низкий уровень цифровых шумов, качественный автофокус. Но вот за то, насколько качественное изображение попадет в камеру, будет отвечать объектив. Выражаясь образно, объектив - это кисть фотографа. Выбрав подходящую кисть, художник сможет нарисовать красивую картину. Выбор подходящего объектива поможет фотографу получить красивые и качественные фотоснимки. Давайте узнаем, как работает объектив и какие у него есть характеристики. Это поможет не прогадать с выбором идеальной оптики под конкретные творческие задачи.

Байонет объектива

Байонет - это специальное крепление, отвечающее за установку объектива на фотоаппарат. Фотокамеры различных производителей имеют разные крепления-байонеты. Помимо самого механизма крепления, современные байонеты позволяют объективу и фотокамере обмениваться между собой данными. Для этого служат электронные контакты на байонете.

Осторожно: зеркало и матрица!

Сняв объектив с фотокамеры, вы обнаружите за ним зеркало (в случае с зеркальными аппаратами), матрицу, затвор фотоаппарата. Все эти детали очень нежные: прикасаться к ним не стоит, это грозит не гарантийным ремонтом фотокамеры. Старайтесь не держать фотоаппарат долго без объектива: в него может попасть пыль, грязь, влага. Всё это может осесть на матрице, и на снимках появятся черные пятнышки. Конечно ничего фатального не случится даже если пыль все-таки попадет внутрь. Современные фотокамеры имеют системы ультразвуковой очистки матрицы, а если такая система не справится, пыль с матрицы можно убрать в сервисном центре. Но всё это - лишние хлопоты, которых легко можно избежать. Производите смену объективов оперативно, не задерживаясь. Менять объектив на улице в непогоду (в дождь, снег, в пыли) не стоит. Если возникла такая необходимость, держите аппарат байонетом вниз, чтобы свести к минимуму возможность попадания внутрь пыли.


Устройство объектива и его основные характеристики

Простейший объектив , или монокль, состоит лишь из одной линзы. Но монокли уже давно не используются. Ведь они не могут обеспечить необходимого для современных камер качества изображения. В современных объективах применяется не одна линза, а сложные системы из нескольких элементов, число которых может доходить до двух десятков. Совокупность линз, установленных в объективе в определенном порядке, называется оптической схемой. Различные объективы, в зависимости от своих характеристик и назначения, строятся по разным оптическим схемам.

Оптическая схема объектива Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Главной характеристикой объектива является его фокусное расстояние. Оно определяет угол обзора. Выбрав определенный угол обзора (а значит, определенное фокусное расстояние объектива), мы сможем либо показать крупным планом отдаленные от нас объекты, либо наоборот снимать с широким полем зрения. Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах. Чем длиннее фокусное расстояние объектива - тем уже его угол обзора. И наоборот: чем короче фокусное расстояние, тем шире его угол обзора.

Nikon D810 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F7.1, 1/40 с, 27.0 мм экв., 1.0 МБ

Nikon D810 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 110, F7.1, 1/40 с, 105.0 мм экв., 1.0 МБ

Я специально пока не называю каких-то конкретных цифр и значений, потому что они будут сильно зависеть от модели фотокамеры, используемой вами. А точнее - от размеров ее матрицы. Пока важно просто понять закономерность. Практическому применению объективов с различными фокусными расстояниями, будет посвящен наш отдельный урок.

Любой современный объектив оборудован механизмом диафрагмы. Диафрагма служит для регулирования количества света, проходящего через объектив. Помимо этого, диафрагма влияет на глубину резкости и степень размытия фона на фото.

Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3 с, 85.0 мм экв., 1.0 МБ

Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 13 с, 85.0 мм экв., 1.0 МБ

В современных объективах используется так называемая ирисовая диафрагма . Механизм ирисовой диафрагмы состоит из нескольких лепестков, которые, сжимаясь и разжимаясь, способны увеличивать или уменьшать отверстие между ними. Именно через это отверстие и проходит свет. Закрывается диафрагма - количество света, проходящее через объектив, уменьшается. Открывается диафрагма - количество света, проходящего через объектив, увеличивается.

Открытая диафрагма объектива будет соответствовать его максимальному относительному отверстию (это понятие часто путают со светосилой, о которой речь пойдет ниже). Это тоже важная характеристика объектива. Ведь чем больше относительное отверстие, тем больше света сможет пройти через объектив, а следовательно мы сможем делать более качественные кадры при недостаточном освещении за счет уменьшения времени выдержки и, как следствие, за счет снижения смаза. Сильно упрощая, можно сказать что относительное отверстие - это отношение диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию объектива. Таким образом мы будем получать значения относительного отверстия вроде 1/1.4, 1/2.8, 1/5.6, 1/8 и т. п. Здесь мы видим, что чем меньше дробь перед нами, тем и отверстие диафрагмы меньше. Однако при обозначении диафрагмы для краткости почти всегда отбрасывается впереди стоящая единица и остается только 1,4, 2,8, 5,6 и т.д. Так же часто перед этими числами вместо единицы добавляется буква “f”: f/1.4, f/2.8, f/5,6 и т.д. На фотоаппарате диафрагма обозначается еще проще: F1.4, F2.8, F5.6 и т.д. При таком обозначении чем больше число, тем меньше отверстие диафрагмы, и тем слабее будет размытие фона.

Выбранное значение диафрагмы указывается на экране фотоаппарата и в видоискателе. Управление диафрагмой в современных фотокамерах происходит прямо с самого фотоаппарата, при помощи его органов управления.

Текущее значение диафрагмы на экране фотокамеры Nikon D5300

Значение диафрагмы на информационном экране Nikon D7100

Помимо оптической системы и диафрагмы, объектив содержит механизм фокусировки, который позволяет сфокусировать его на определенной дистанции. Обратите внимание: объектив фокусируется не на каком-то объекте, а именно на определенной дистанции. Таковы законы оптики. При фокусировке в объективе передвигается тот или иной блок линз, в зависимости от конструкции объектива. Своей надежностью славятся те объективы, у которых двигается при фокусировке внутренний блок линз. Тогда на него не действуют внешние факторы, внутрь объектива меньше попадает пыль при движении его элементов.

Фокусировку объектива можно проводить собственными руками, поворачивая специальное кольцо на объективе. Такой способ называется ручной фокусировкой, а объективы, которые фокусируются только вручную называются “ручными” или “мануальными” (от англ. “Manual” - ручной).

За исключением некоторых специальных объективов, все современные объективы Nikon имеют возможность автоматической фокусировки. Разумеется, автоматическая фокусировка - это очень удобно. Скорость автоматической фокусировки будет сильно зависеть как от модели фотоаппарата и качества его датчика автофокуса, так и от объектива: насколько быстро он сможет навестись на резкость.

Светосила объектива

Значение максимально открытой диафрагмы объектива часто называют светосилой. К примеру, открытое значение диафрагмы объектива - F2.8. Стало быть, F2.8 - это светосила данного объектива.

Однако такое представление о светосиле сильно упрощено. Определение, представленное выше, относится к понятию максимального относительного отверстия объектива. При нем берутся во внимание лишь его геометрические параметры, но забывается о том, что часть света может теряться в толще стекла объектива (ни одно стекло не обладает абсолютной прозрачностью), часть отражается от поверхности линз. Поэтому может статься так, что два объектива с равным максимальным относительным отверстием будут пропускать разное количество света. Если максимальное относительное отверстие всегда указывается в характеристиках объектива, то о реальной светосиле объектива фотограф может лишь строить догадки и изучать ее на собственном опыте. Далее для простоты мы будем пользоваться упрощенным понятием о светосиле, ставя знак равенства между светосилой и понятием “максимальное относительное отверстие”.

“Светосилы много не бывает” - популярное выражение среди фотографов. В этом они правы: чем больше светосила объектива, тем проще будет снимать при недостаточном освещении. Объективы с высокой светосилой красиво размывают фон при портретной съемке. Светосила зачастую определяет класс и цену оптики. Объективы попроще имеют слабую светосилу (F3.5 - F5.6). Более продвинутые и дорогие модели имеют большую светосилу, объективы со светосилой F2.8 и больше часто называют светосильными.

Зумы и фиксы

Объективы делятся на две категории: с постоянным фокусным расстоянием и с переменным.

Объективы с переменным фокусным расстоянием, или зумы, хороши своей универсальностью. Меняя фокусное расстояние объектива, мы меняем и его угол обзора. Одним и тем же объективом мы можем снимать как общие планы, так и более удаленные объекты. Говоря простым языком, такие объективы умеют “приближать-отдалять”. Зумы из-за своей универсальности получили широкое распространение.

Примеры зум-объективов:

Nikon AF-S DX Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G VR - недорогой, но универсальный зум-объектив, который часто поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Так называемый “китовый” объектив.

Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED - профессиональный зум-объектив. Славится прекрасным качеством изображения и мощной, надежной конструкцией.

Но есть у них и недостатки. Часто в угоду универсальности приносится в жертву качество изображения. Светосила зумов тоже как правило невелика по сравнению с объективами с фиксированным фокусным расстоянием . Фикс-объективы (дискретные объективы, фиксы) имеют постоянное, не изменяемое фокусное расстояние. А это значит, что они не могут менять угол обзора, не могут “приближать-отдалять”. Зато у них масса других плюсов. Главный из них - прекрасное качество изображения. Также фикс-объективы могут иметь очень высокую светосилу, недоступную для зумов: F1.4 и даже более.

Сверхсветосильный объектив F1.2 с ручной фокусировкой Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor

Подведем итоги:

    От фокусного расстояния объектива зависит его угол обзора.

    Объективы бывают с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) и с переменным (зумы). Фиксы не умеют менять угол обзора, зато дают прекрасное качество картинки и имеют высокую светосилу. Зумы же могут менять угол обзора, поэтому универсальнее. Но в угоду универсальности порой приносится качество изображения и светосила.

    Диафрагма регулирует количество проходящего через объектив света и глубину резкости на фото. Диафрагму можно открывать и закрывать.Она как правило обозначается цифрами, перед которыми ставится буква “F”. Например F1.4, F5.6, F8. Причем чем больше число, тем более закрытую диафрагму оно обозначает!

    Максимально открытую диафрагму объектива часто называют его светосилой. Чем больше светосила - тем проще будет фотографу снимать при недостаточном освещении и тем лучше объектив будет размывать фон на снимке.

Другие характеристики объектива

Минимальная дистанция фокусировки

Любой объектив имеет минимальную дистанцию фокусировки , ближе которой он сфокусироваться не сможет. Минимальная дистанция фокусировки может колебаться в зависимости от модели объектива от нескольких метров до нескольких сантиметров. Важный момент: минимальная дистанция фокусировки измеряется не от передней линзы объектива, а от плоскости, в которой находится матрица фотоаппарата (фокальной плоскости). На фотоаппарате есть даже специальная метка для ее обозначения:


Естественно, чем меньше минимальная дистанция фокусировки, тем более крупным планом получится снимать предметы. Объективы, предназначенные для макросъемки (то есть для съемки с большим масштабом) имеют очень короткую минимальную дистанцию фокусировки. Например минимальная дистанция фокусировки объектива Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G составляет всего 16,3 см. Если их отсчитывать от плоскости матрицы, учитывая длину самого объектива, получается что объектив может фокусироваться почти вплотную к объекту съемки.


Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 320, F4.5, 1/160 с, 35.0 мм экв., 1.0 МБ

Как узнать минимальную дистанцию фокусировки вашего объектива? Ее всегда пишут в его характеристиках, которые легко найти в интернете. Помимо этого, ее часто пишут на фронтальной стороне объектива: