Лучшие бюджетные объективы fujifilm fujinon x mount. Обзор объективов для камер X-серии FUJIFILM

13.08.2019 Фото
05:01 pm - Обзор объективов для камер X-серии FUJIFILM | Фиксы | Часть 1

Вес - 235 грамм
Диаметр передней резьбы - 58 мм

Сверхширокоугольный объектив без заметных изъянов
+ компактность и небольшой вес
+ высокая резкость изображения по всему кадру прямо с открытой диафрагмы

Несколько кашеобразное изображение в зоне нерезкости

FUJINON XF16mm F1.4 R WR


24 мм в 35-мм эквиваленте. Светосильный широкоугольный объектив с 13 оптическими элементами в конструкции, 2 из которых - асферические и ещё 2 - низкодисперсные. У этого объектива тоже присутствует сдвижное кольцо фокусировки. И точно так же, как и у 14/2.8, его наличие вызывает у меня вопросы: я ещё могу понять такое решение на макрообъективе, но тут оно мне кажется странным. Хорошо хоть, что оно имеет тугой ход и произвольное не переключается. В отличие, кстати, от кольца управления диафрагмой, которое тут крутится весьма свободно и из-за этого за установками приходится всё время следить, чтобы ненароком не сбить их. Характерной особенностью этого объектива является пыле- и влагозащита. Отдельно радует, что минимальная дистанция фокусировки составляет всего 15 см, что позволяет снимать близкорасположенные объекты. У большинства аналогов минимальная дистанция фокусировки обычно в диапазоне 25-30 см.

Вообще, на широкоугольных объективах довольно сложно получить заметное размытие фона, но не в этом случае! Из-за высокой светосилы, размытость фона на 16/1.4 достигается довольно легко. Мало того, благодаря 9-лепестковой диафрагме, боке у объектива очень красивое. Пожалуй даже, на мой вкус - оно одно из самых симпатичных среди всех широкогоугольных объективов, которые я когда-либо видел.

Высокая светосила помогает не только для размытия фона, ещё она полезна в условиях слабого освещения. Тут же прекрасным подспорьем ещё являются малое виньетирование на открытых диафрагмах и практически полное отсутствие хроматических аберраций. Ну и сюда ещё стоит добавить практически полное отсутствие геометрических искажений. Идеальный широкоугольный объектив!

К минусам можно отнести разе что относительно большие габариты и вес. “Относительно”, потому что, например, полнокадровые аналоги весят аж в 1.5-2 раза больше! Но у нас речь идёт о компактной беззеркальной системе и тут относительно большие габариты и вес не всегда уместны, особенно с младшими моделями камер X-серии.

































Вес - 375 грамм
Диаметр передней резьбы - 67 мм

Высокая светосила
+ великолепный рисунок объектива
+ быстрый автофокус
+ хорошая работа в контровом свете
+ пыле- и влагозащита
+ малая минимальная дистанция фокусировки

Лёгкий ход кольца управления диафрагмой

FUJINON XF18mm F2 R


Старый добрый широкоугольный блинчик с эквивалентным фокусным расстоянием 27 мм! Моему объективу 18/2 уже больше 5 лет, а работает он по-прежнему великолепно! К несомненным плюсам можно отнести его малые размеры, небольшой вес и стильный внешний вид, особенно если использовать его вместе с металлической блендой. Ещё один плюс - малая минимальная дистанция фокусировки, всего 18 см. На резкость объектив наводится очень шустро, привод автофокуса работает почти беззвучно.

Картинка в целом получается воздушная и весьма приятная. В зоне нерезкости без особенных откровений, рисунок в целом можно охарактеризовать словом “мягкий”, чем этот блинчик сразу подкупает. Плюс - высокая светосила и компактные размеры, про которые я уже говорил выше.

Из минусов объектива - заметны искажения геометрии. На открытой диафрагме изображение по краям теряет в детализации и видно виньетирование. Правда, даже при несильном диафрамировании картинка получается резкой по всему полю кадра. Ещё объективом легко можно поймать хроматические аберрации и боковые засветки, особенно если снимать без бленды. Попенять можно ещё и на то, что на открытой диафрагме получается не очень контрастная и слегка софтящая картинка, что, впрочем, некоторые считают даже достоинством.

В общем, объектив получился противоречивый, но тем самым очень живой. Как говорят - с душой.
























Больше снимков, сделанных этим объективом .

Вес - 116 грамм
Диаметр передней резьбы - 52 мм

Душевная картинка
+ компактные размеры и малый вес
+ быстрый и почти бесшумный автофокус
+ стильная бленда в комплекте

Лёгкие искажения геометрии
- присутствует виньетирование на открытой диафрагме
- хроматические аберрации
- лёгкий софт на открытой диафрагме
- ловит боковые засветки

FUJINON XF23mm F1.4 R


Эквивалентное фокусное расстояние - 34.5 мм, практически классические 35 мм! И этим, пожалуй, всё сказано. Металлический, солидный, со сдвижным кольцом фокусировки как у 14/2.8 и 16/1.4, выглядит он просто шикарно! К плюсам конструкции можно отнести внутреннюю фокусировку - при наведении на резкость габариты объектива не меняются. Сам автофокус работает очень быстро, но не бесшумно, сказываются большие габариты линз, видимо.

Картинка получается просто великолепная! Другого определения я дать не могу. По результатам работы я могу смело утверждать, что это самый лучший автофокусный 35мм-объектив из всех, что я когда либо видел и держал в руках! Только превосходные эпитеты! Изображение резкое прямо с открытой диафрагмы, никаких искажений и заметного виньетирования. Высокий контраст. Рисунок чёткий, боке очень красивое, на мой взгляд.

Немного эту бочку мёда разбавляют, разве что, хроматические аберрации, которые можно поймать в контровом освещении. Но, во-первых, они видны далеко не всегда, а во-вторых - должен же этот объектив иметь хотя бы один недостаток?!..


























+ высокий контраст изображения

Иногда вылезают хроматические аберрации

FUJINON XF27mm F2.8


Выпускается в двух цветовых решениях. Относительно недорогой блинчик с эквивалентным фокусным расстоянием 40.5 мм, этакий классический универсал. Это единственный из фиксов FUJINON, у которого нет кольца установки диафрагмы. Зато он самый компактный и отлично смотрится с младшими камерами X-серии. С ним, кстати, их можно убирать в карманы куртки, например. Не смотря на положение “младшего” в линейке, сделан объектив очень качественно, в руках его держать так же приятно, как и другие фиксы из этого обзора.

К плюсам можно отнести быструю и практически бесшумную работу автофокуса. Картинка лишена искажений и аберраций, кадр контрастный и резкий начиная прямо с открытой диафрагмы, виньетирование минимальное. В зоне нерезкости всё довольно мягкое, картинка в общем весьма приятная.

К минусам я бы отнёс отсутствие кольца управления диафрагмой. Честное слово, вот лучше бы на объективе не было кольца наведения на резкость! Оно совершенно не нужно здесь, как мне думается. А вот кольцо управления диафрагмой очень полезная штука и как-то странно видеть фикс XF-серии без него. Ну и светосила f/2.8 тоже кажется уже недостаточной. В остальном - прекрасный блинчик!











Больше снимков, сделанных этим объективом .

Вес - 78 грамм
Диаметр передней резьбы - 39 мм

Компактность и малый вес
+ бесшумная и быстрая работа автофокуса
+ качественная, контрастная и резкая картинка без искажений и аберраций

Отсутствие кольца управления диафрагмой
- относительно небольшая светосила

Продолжение следует!

Объектив

Верный друг путешественника

  • Объектив Fujinon XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS II (отдельная статья)
  • Объектив Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (эта статья)
  • Объектив Fujinon XF 18-135mm F3.5-5.6 R LM OIS WR (отдельная статья)


Камеры Fujifilm с байонетом X Mount оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм) с кроп-фактором 1,52, поэтому зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 18—55 мм становится эквивалентным объективу 27—84 мм на полном кадре (18×1,52=27,36 мм; 55×1,52=83,6 мм). Такие оптические инструменты универсальны; они пригодны для использования в большинстве съемочных ситуаций и заменяют собой три различных категории объективов: широкоугольники для съемки пейзажей и интерьеров (эквивалент 27—35 мм на полном кадре), универсальные «полтинники» (эквивалент 50 мм) и умеренные телевики (эквивалент 70—84 мм) для портретной фотографии. Замена эта, безусловно, сопряжена с компромиссами в виде меньшей (в среднем) светосилы, чем у объективов с фиксированным фокусным расстоянием, и более выраженных дисторсии, виньетирования и хроматических аберраций. Однако удобство пользования и значительный выигрыш в весе и размерах часто имеют решающее значение — например, в путешествиях, а еще более того — в пеших походах.

Мы решили испытать Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS именно в таких условиях. Он побывал с нами в Турции и поработал в царстве Древней Коммагены (провинция Адыяман), Каппадокии (провинция Невщехир) и долине Ыхлара (провинция Аксарай) — где перемещаться приходилось исключительно пешком, неся на себе весь груз фотографического инструментария. На фото в заголовке материала — приключения нашего «электроника» в Арсемее, одной из столиц Коммагенского царства. Объектив установлен на камере Fujifilm X-Pro2 и лежит над входом в пещерное святилище на каменной стене, испещренной надписями на древнегреческом.

Спецификации

Приведем характеристики объектива по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.

Объектив (полное наименование) Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS

Дата анонса 6 сентября 2012 г.
Фокусное расстояние 18—55 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C / DX) 27—84 мм
Байонет Fujifilm X Mount
Максимальная диафрагма F2,8 при 18—20 мм
F3,2 при 21—30 мм
F3,6 при 31—40 мм
F4 при 41—55 мм
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Элементов 14 (включая три асферических и один из низкодисперсионного стекла) в 10 группах
Просветляющее покрытие Super EBC*
Минимальная дистанция фокусировки обычный режим: 0,6 м при полном зуммировании
макрорежим: 0,3 м в широкоугольном положении
макрорежим: 0,4 м в телеположении
Угол обзора 76,5°—29°
Максимальное увеличение 0,15 крат
Автофокусировка внутренняя
Привод автофокусировки шаговый двигатель
Стабилизация оптическая (OIS)
Защита от пыли и влаги нет
Резьба для светофильтров ∅58 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅65×70 мм
Вес 310 г
Цена T-9239392

* Super EBC — Super Electron Beam Coating (электронно-лучевое напыление)


Оптическая схема Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (схема Fujifilm)

Стекла и покрытие

Оптическая схема состоит из четырнадцати элементов, объединенных в десять групп. В нее включены три асферические линзы и одна из специального низкодисперсионного стекла. Введение таких элементов в конструкцию оптического инструмента дает возможность минимизировать латеральные хроматические аберрации, повысить резкость и контраст изображения и обеспечить чистое воспроизведение цветов.

Традиционно в объективах Fujinon производитель использует «фирменную» технологию нанесения просветляющего покрытия Electron Beam Coating — бомбардировку поверхностей линз пучком электронов под высоким вакуумом. В отличие от традиционного метода осаждения, позволяющего сформировать до семи слоев, электронно-лучевой дает возможность осадить до одиннадцати и более (!), причем частицы, формирующие каждый слой, как бы «вбиваются» в поверхность, обеспечивая более высокую прочность покрытия. В объективе Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS используется усовершенствованная модификация этой технологии (Super EBC), которая дополнительно увеличивает светопропускание стекол и в еще более высокой степени препятствует образованию ореолов и отражений.

Первый контакт

Корпус Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS представляет собой разумную комбинацию прочных и легких материалов. Оправа передней линзы, стыковочный узел байонета, кольца фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы металлические, из сплава алюминия и магния, а тубус и корпус с переключателями — пластмассовые (по-видимому, изготовлены из поликарбоната). В целом, несмотря на последнее обстоятельство, объектив производит впечатление прочного и надежного инструмента. Стыковочный узел байонета X Mount цельнометаллический, он обеспечивает хорошее прилегание объектива к фланцу крепления камеры. Однако степень герметизации все же не делает этот объектив инструментом, защищенным от проникновения пыли и влаги.

Стыковочный узел байонета X Mount объектива Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS

Диафрагма объектива собрана из семи скругленных лепестков. Диафрагмирование осуществляется в диапазоне F2,8—F22 с шагом в 1/3 ступени; весь диапазон значений — 19 позиций.

Управление объективом производится при помощи трех колец. От передней линзы к байонету они расположены традиционно: фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы. Маркировку (в мм) имеет только трансфокатор, хотя, на наш взгляд, более востребованными остаются шкала глубины резкости и линейка значений диафрагмы.

Выключатели системы оптической стабилизации и автоматического диафрагмирования установлены у самого байонета и рассчитаны на управление большим пальцем левой руки. Это удобно, хотя при смене объектива их легко задеть и переключить не в то положение, которое вам нужно.

Управление фокусировкой и в автоматическом, и в мануальном режимах производится только при посредстве встроенной автоматики. Переключение в мануальный режим производится только на камере; объектив лишен такой возможности. Это несколько снижает его ценность, поскольку не отрываясь от визирования, не всегда легко найти нужный переключатель.

При ручной наводке на резкость инерция системы практически не ощущается, то есть перемещение фокусировочной группы линз в ответ на вращение кольца происходит без сколько-нибудь значимого запаздывания.

Приводом автофокусировки служит шаговый двигатель. Он быстр, «хваток» и точен; фокусировка происходит почти мгновенно и весьма уверенно, даже в условиях недостатка света.


Максимальное удлинение Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS при зуммировании

При управлении трансфокатором объектив в максимальном телеположении удлиняется почти на 28 мм, что, конечно, создает известные неудобства, но с ними несложно мириться. Иное дело — потенциальная возможность «насосать» внутрь корпуса пыли, от которой, как сказано выше, Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS не защищен.

Стендовые испытания

Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS
ФР=18 мм, ЭФР=27 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
центр кадра край кадра


При широком угле объектив имеет неплохое и стабильное разрешение практически на всех значениях диафрагмы, при закрытии оно немного возрастает. Край кадра несильно уступает центру. Дисторсия вполне умеренная для такого фокусного расстояния, а хроматические аберрации слабые и присутствуют только в углах кадра.

ФР=35 мм, ЭФР=53 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра


На среднем фокусном расстоянии разрешение поднимается на хороший уровень и сохраняет стабильность на всех значениях диафрагмы, падая только на f/16. Край кадра практически не уступает центру по разрешению. Едва заметную дисторсию найти еще можно, а вот хроматика отсутствует.

ФР=55 мм, ЭФР=84 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра


В телеположении разрешение лишь немного проваливается, но сохраняет стабильность, а также равномерность по полю кадра. Дисторсия отсутствует, а от хроматики можно найти лишь небольшие следы.

Для штатного зума объектив выдает очень хороший результат, а хорошая светосила и стабилизация вполне могут сделать его основным для многих путешественников.

В жизни

Перейдем к оценке результатов фотосъемки в реальных условиях и посмотрим, как показал себя наш испытуемый в повседневной работе.

Фотосъемки проводились фотокамерой Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого,
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • режим работы затвора — электронный

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF), а затем подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW). В ряде случаев в интересах композиции применялась обрезка кадра.

Резкость и детализация

Объектив демонстрирует хорошую резкость в центре кадра во всем диапазоне зуммирования, даже на максимально раскрытой диафрагме. Это можно оценить при интерьерной съемке ближних и средних планов.


18 мм, f/2,8, 1/160 с, ISO 200



18 мм, f/2,8, 1/350 с, ISO 200

Минимальное фокусное расстояние, максимальное раскрытие диафрагмы. Центральная резкость объектов в зоне фокуса весьма хороша, по сюжету — вполне достаточная. Очень неплохо проработана фактура сложных поверхностей, как мягких и пушистых, так и твердых, покрытых глазурью.


29 мм, f/3,6, 1/200 с, ISO 200



33 мм, f/3,6, 1/450 с, ISO 200

При зуммировании до 29-33 мм максимальное раскрытие Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS составляет уже f/3,6. Резкость и детализация возрастают — это заметно по черной нитке на усах Деда Мороза на первом снимке и по рисунку фактуры поверхности птицы — на втором.


55 мм, f/4, 1/180 с, ISO 200



55 мм, f/4, 1/340 с, ISO 200

При зуммировании до крайнего телеположения максимальное раскрытие ограничено f/4. Резкость и детализация остаются примерно на том же уровне, что и на предыдущих снимках, а рисунок размытия заднего плана становится более выраженным и приятным глазу.

При съемке пейзажей упомянутая тенденция заметна более отчетливо.


37 мм, f/3,6, 1/5400 с, ISO 200

При 37 мм максимальное раскрытие диафрагмы составляет f/3,6. В центре кадра резкость очень хорошая, но к периферии она несколько понижается.


45 мм, f/4, 1/4700 с, ISO 200

При зуммировании до 45 мм максимальное значение диафрагмы составляет уже f/4. Резкость в центре снимка возрастает, но еще отчетливее она увеличивается на периферии.


55 мм, f/4, 1/4700 с, ISO 200

При дальнейшем зуммировании до максимального фокусного расстояния 55 мм максимальное раскрытие диафрагмы сохраняется на f/4. Резкость изображения не изменяется, оставаясь на высоком уровне как в центре, так и на краях.


Курган царственных дам Коммагены, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 18 мм, f/8, 1/1400 с, ISO 200

При минимальном фокусном при диафрагмировании до f/8 Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS демонстрирует хорошую резкость в центре и на периферии снимка. Разумеется, инструмент с фиксированным фокусным расстоянием дал бы больше, но не нужно забывать, что мы исследуем универсальный зум, легкий и компактный.


Курган царственных дам Коммагены, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 35 мм, f/8, 1/1500 с, ISO 200

При f/8 аналогичная картина с резкостью и детализацией наблюдается и на «стандартном» фокусном расстоянии (35 мм, 50 мм в эквиваленте). В целом, она вполне достаточна для большинства типичных сцен.

Интересное наблюдение: резкость, которую в состоянии «выдать» объектив, зависит не только от его «личных качеств», но в значительной мере и от характера освещения. Вот что мы видим на снимках ниже.


Святилище Антиоха I, царя и самопровозглашенного бога Коммагены (62 г. до н. э.). Гора Немрут, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 18 мм, f/5,6, 1/320 с, ISO 200

В контрастном свете восходящего солнца на минимальном фокусном при диафрагмировании до f/5,6 заметна более высокая резкость, особенно, как это ни удивительно, на периферии кадра. Структура канатного ограждения видна отчетливо, надписи на табличках отлично читаются, причем на краю слева они даже более четкие. Детализация весьма высока: различимы камни кургана на дальнем плане и фактура досок помоста на переднем.


Ачик-Сарай («Открытый дом»). Каппадокия (Центральная Анатолия, Турция). 18 мм, f/2,8, 1/5800 с, ISO 200

Несмотря на минимальное фокусное расстояние и максимальное раскрытие диафрагмы, резкость и детализация на среднем и дальнем планах выглядят прилично. Фактура поверхности камня и флаг Турции справа проработаны хорошо. Ближний план несколько размыт, и объективу даже удалось придать этому размытию некоторое подобие художественности.

На краях каменной крыши пещеры заметен серый обвод черного контура — это результат коррекции краевых хроматических аберраций, причем эта коррекция, очевидно, выполнялась камерой самостоятельно.

По итогам анализа снимков следует признать, что резкость у Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS остается на весьма высоком уровне даже на открытой диафрагме во всем диапазоне фокусных расстояний, что особенно важно для компактного и легкого зум-объектива. Она чуть снижается к периферии кадра, особенно при минимальном фокусном и максимальном раскрытии, но все равно в большинстве ситуаций вполне удовлетворяет.

Для сюжетов, очень требовательных к резкости (например, макросъемки), в арсенале Fujifilm есть другой специализированный объектив (см. наш обзор Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro), а стандартные зумы всё же создаются для удобства повседневной работы.

Цвета и полутона

Некоторые производители фотосистем стремятся «польстить» изображению, поднимая насыщенность и «живость» цветов (особенно зеленых и синих). Причем это делается совершенно осознанно, с ориентацией на психологию восприятия. В аппаратах Fujifilm тоже есть выбор цветовых акцентов, но они должны напоминать об особенностях разных типов фотопленки Fujifilm и называются соответственно, а результаты записываются не в RAW-файлы, а в JPG. Мы этим не пользуемся и поэтому рассматривать здесь не станем.


Рассвет над Коммагеной. Гора Немрут, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 18 мм, f/5,6, 1/150 с, ISO 200



Рассвет над Коммагеной. Гора Немрут, Кахта (провинция Адыяман, Турция). 55 мм, f/5,6, 1/150 с, ISO 200

Рассветы и закаты — весьма сложная ситуация для связки объектива и камеры. Автоматический баланс белого должен быть, с одной стороны, приемлемым, а с другой — не должен испортить цвета исходной сцены в угоду нейтральной передаче оттенков серой шкалы. Как видим, и при минимальном, и при максимальном фокусном расстоянии с такой работой Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS справляется отлично, сохраняя нейтральную окраску объектов на переднем плане и богатство оттенков рассветного неба. Крайние значения диапазона трансфокации понадобились нам для того, чтобы изменить заполняемость сцены богато колорированным рассветным небом и почти черной горой слева. Это должно было повлиять на автоматическую установку баланса белого, но, по счастью, фото почти не отличаются по цветности.


Речной водопад (провинция Манавгат, Турция). 18 мм, f/2,8, 1/1400 с, ISO 200

Снимок сделан ранним утром, когда спектральный состав солнечного света смещен в желто-оранжевую область. Фокусировка производилась по дальнему плану, поэтому на максимальном раскрытии диафрагмы передний и средний планы остались вне зоны резкости. Оценим весьма точную цветопередачу, которая «не навела синевы», пытаясь компенсировать отклонения цветности заполняющего света, и в достаточной мере сохранила зеленые тона растительности. Обратим также внимание на хорошо проработанные переходы светотональных градаций в светах и тенях изображения.

Каменный барельеф Атиоха, правителя Коммагены. Древняя Арсамея. Кахта (провинция Манавгат, Турция). 18 мм, f/8, 1/680 с, ISO 200

Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS отлично воспроизвел полутоновые переходы и в наиболее ярких, и в темных участках изображения. Цвета снимка правильные; сразу видно, что солнце было очень ярким. Зелень, камень и небо проработаны хорошо.

Оценим, как ведет себя наш подопечный в условиях искусственного освещения.

Освещение магазина Podium. 18 мм, f/2,8, 1/420 с, ISO 200

Желтизна света ламп накаливания не позволяет автоматике до конца точно отработать баланс белого: желтизна активная. Впрочем, нужно заметить, что мы не представляем себе, какая система могла бы в такой ситуации сработать безошибочно. И, кстати, это без особого труда исправляется ручной коррекцией в ходе постобработки. Примечательно другое: отличное воспроизведение полутонов, как в самых ярких, так и в наиболее темных участках изображения; все градационные переходы бережно сохранены.


Интерьер «Шато де Вессель». 18 мм, f/3,2, 1/60 с, ISO 400

В этой сцене баланс белого отработан «на отлично». Цвет люминесцентных ламп белый, ламп накаливания — желтый, изображение на экране ЖК-телевизора слева вверху естественное (пусть и несколько пересвеченное). Полутоновые переходы хорошо воспроизведены в широком диапазоне перепадов яркостей, даже в областях бликов почти нет «пересвета».


Стекло в «Шато де Вессель». 18 мм, f/3,2, 1/320 с, ISO 200

Этот снимок, пожалуй, наиболее показателен в плане высоких качеств нашего испытуемого. Цвет стекла справа, там, куда падает люминесцентный свет, нейтральный; слева, где бокалы отражают свет ламп накаливания — умеренно-желтый. Замечательно переданы все полутона. Детализация превосходная.


Зернохранилище в пещерном городе Ачик-Сарай («Открытый дом»). Каппадокия (Центральная Анатолия, Турция). 18 мм, f/2,8, 1/5 с, ISO 200

Как видим, автоматика установила выдержку с расчетом на работу оптической стабилизации объектива. Сделано правильно: отсутствие «шевеленки» («смаза» изображения) доказывает, что OIS работает хорошо. Но динамический диапазон в сцене настолько большой, что область дверного проема и пятно света на полу почти лишены деталей. Здесь — ясное дело — оптика ни при чем; просто сенсор камеры не в состоянии покрыть такой перепад яркостей. Заметим, однако, что в остальных участках кадра, в том числе в довольно глубоких тенях, проработка тональностей и деталей достойна похвалы.

Когда матрице недостает охвата яркостей (фотографической широты), выручит экспозиционный брекетинг с последующей «склейкой» кадров для получения снимка с широким динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR). В случае ниже мы так и поступили.

Сначала средствами камеры Fujifilm X-Pro2 при 18 мм и f/2,8 было сделано три кадра (с рук): 1) нормальная экспозиция; 2) передержка в одну экспозиционную ступень; 3) недодержка в одну экспозиционную ступень.

После преобразования исходных снимков из RAW (Fujifilm RAF) в TIFF была произведена их «склейка» в приложении SNS-HDR Pro v.2 с алгоритмом обработки Natural (очень умеренное просветление теней и ослабление светов).


Горная церковь в пещерном городе Ачик-Сарай («Открытый дом»). Каппадокия (Центральная Анатолия, Турция). 18 мм, f/2,8. Нормальная экспозиция — 1/30 c, ISO 1000

Снимок, на наш взгляд, становится более выразительным, а детализация в тенях и светах значительно возрастает. Если не увлекаться выравниванием контрастов, то таким способом можно получить весьма привлекательные фотографии.

Размытие спереди и сзади

От стандартного зум-объектива, пусть даже самого высококлассного, не следует ожидать чего-то выдающегося в плане эстетики размытия (бокэ). Тем не менее, это качество мы считаем важной характеристикой объектива и потому изучим его подробно.


Утро в Гёреме. Каппадокия (Центральная Анатолия, Турция). 18 мм, f/2,8, 1/6400 с, ISO 200

При минимальном фокусном расстоянии на максимальном раскрытии фронтальное бокэ выглядит, прямо скажем, слабовато. На предметах переднего плана вместо мягкого рисунка видим двоение контуров, различимое весьма отчетливо. На приведенном снимке общую картину выручает сюжет: кувшины на переднем плане «провалены» в тень, и хотя контуры их из-за этого видны лучше, композиционно они не мешают основной сцене, освещенной намного сильнее.


Колючки цветут. Долина Ыхлара (Центральная Анатолия, Турция). 39 мм, f/3,6, 1/4400 с, ISO 200

Бокэ сильно структурированное, отчасти из-за составляющих его деталей, отчасти из-за того, что раскрытие диафрагмы явно недостаточное для более сильного размытия. Впрочем, в этой сцене оно смотрится неплохо, так как по рисунку перекликается с объектом в зоне фокуса.

Посмотрим, чего можно добиться в рамках «лабораторной работы» в интерьере.

18 мм, f/2,8, 1/550 с, ISO 200

На минимальном фокусном в выбранной сцене степень размытия заднего плана не достигает величин, позволяющих ему стать по-настоящему художественным. Впрочем, световые пятна имеют правильную форму. А вот блики на среднем плане имеют отчетливую структурность в виде более светлых пятен в центре.

29 мм, f/3,2, 1/500 с, ISO 200

При фокусном 29 мм максимальное раскрытие диафрагмы уменьшается до f/3,2, но степень размытия существенно увеличивается, что, разумеется, идет на пользу его эстетике. Пятна от источников света сохраняют правильную форму, но их структурность на среднем плане приобретает вид концентрических колец, «пуговиц», что, к сожалению, не красит картину.

36 мм, f/3,6, 1/450 с, ISO 200

При увеличении фокусного расстояния до 35 мм (эквивалент 50 мм на полном кадре) и выше уже вполне можно говорить о достаточном размытии фона. Однако в пятнах от источников света на среднем плане становится заметным двоение контуров (особенно заметное на больших кругах сверху), что снижает ценность рисунка даже при учете того обстоятельства, что структура пятен на среднем плане смягчается.

55 мм, f/4, 1/420 с, ISO 200

На фокусном 55 мм при максимально возможном раскрытии f/4 картина бокэ не претерпевает существенных изменений, сохраняя как достоинства, так и недостатки, подмеченные ранее.

Можно заключить, что Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (как и любой универсальный зум) — явно не «мастер бокэ»; ничего сверхъестественного в этом плане он предложить не может. Впрочем, это не означает, что смотреть будет не на что: часто на практике результат выглядит приемлемо, особенно если не заниматься изнурительным анализом снимка «по частям», а воспринимать его как единое целое.

В конце приведем ценное мнение эксперта. Наш друг Александр Кавчник, шахтер и фотограф из Словении, уже почти два года снимает объективом Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS. Вот как он по нашей просьбе характеризует Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS.


Александр Кавчник. На глубине 500 м под землей

С тех пор, как приобрел камеру Fujifilm X-T1, я пользуюсь почти исключительно этим объективом, и он мне очень полюбился — прочный, высокого качества и весьма небольшой для оптического инструмента с переменным фокусным расстоянием. Оптическая стабилизация изображения очень часто выручает; кольцо трансфокатора работает удивительно плавно. Фотографии, которые мне удается создавать при помощи Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS, отличаются высоким качеством и резкостью. Я особенно люблю использовать этот объектив для пейзажей и репортажных сцен в условиях нехватки освещения.

С любезного разрешения Александра Кавчника мы публикуем две фотографии, снятые им при помощи Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS в связке с камерой Fujifilm X-T1.


Словенские шахтеры



Добыча угля в шахте «Веление». Внутрикамерная панорама


Остальные снимки мы решили собрать в галерею без подписей.

Итог

Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS — универсальный зум-объектив, отличающийся тремя достоинствами: высокой светосилой, легкостью и компактностью и наличием встроенной системы оптической стабилизации изображения.

В подавляющем большинстве ситуаций, возникающих на практике, он прекрасно справляется с возложенными на него обязанностями. Этот оптический инструмент отличают достаточно высокая резкость и детализация изображения во всем диапазоне фокусных расстояний, начиная с открытой диафрагмы, отличная цветопередача, бережное и качественное воспроизведение полутоновых градаций в светах и тенях.

Размытие фона и переднего плана на снимках, сделанных Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS, не достигает по-настоящему высокохудожественной степени, как и при использовании большинства других универсальных зум-объективов. Но тем не менее, соответствующие приемы с расчетом на бокэ могут использоваться для достижения выразительного эффекта.

Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS — инструмент выбора для репортажной фотографии, для путешествий и пеших походов, когда на счету каждые 100 г веса оборудования.


Мнение фотографа Александры Мановцевой:

Работать с XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS тоже было удобно. Автофокус абсолютно бесшумный и быстрый, сам объектив легкий и компактный, что очень упрощает жизнь при выездных съемках. Как и у XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS, понравилась эргономика объектива. Кольцо зумирования не сбивается, очень удобное в работе. Четкий ход диафрагмы. Объектив более светосильный и лучше держит контровой свет. Хорошая резкость, не понравилось только то, что при съемке крупных планов на широком угле резкость по краям кадра не идеальна, немного уходит детализация. Отличный, удобный объектив «на каждый день».

Благодарим компанию Fujifilm за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру


Выражаем признательность магазинам «Шато де Вэссель» , «Уютерра» и Podium Market за помощь в организации съемок


Виджет от SocialMart

Вконтакте


Интересный список из пяти объективов для пользователей камер Fuji предложил фотограф Джастин Хейс .

На сегодняшний день у Fujifilm есть линейка из двадцати объективов. В этом году должен появится еще один, и два — в следующем. Fuji усердно работает над новой оптикой, пусть даже объективы не будут слишком разнообразны. Родные объективы Fuji X охватывают диапазон 10—400 мм (15-600 в 35-мм экв.)

Сейчас в линейка оптики Fujifilm есть объективы как с фиксированным фокусном расстоянием, так и с переменным, т.н. зумы. Обычно они делают объективы из металлической основы. В ряде объективов есть дополнительные возможности, они обозначаются буквами в названии: WR — с пыле- и влагозащитой, R — с кольцом настройки диафрагмы, OIS — с оптическим стабилизатором, LM — с линейным мотором автофокуса. Если вы задумались о переходе на систему Fujifilm и уже есть желание прицениться к их оптику, то ниже будет показано 5 объективов, которые обязательно нужно иметь владельцу камеры Fuji.

Начать, стоит со привычного "полтинника", который для сенсора APS-C превращается в 35 мм. Некоторые фотографы построили свою карьеру на съемке оптикой с таким фокусным расстоянием. Фокусное 50 мм является универсальным, его можно использовать для съемки портретов и пейзажей. Fujinon XF 35mm f/2 R WR можно назвать "вторым номером" после XF 35 f/1.4 R , если придавать максимальное значение относительной диафрагме.

Этот объектив на один стоп уступает "старшему коллеге" по светосиле, но он меньше и легче. Кроме того, у него есть защиты от попадания влаги и пыли, что никогда не бывает лишним. Контраст и резкость впечатляют даже на максимально открытой диафрагме. При f/2 есть небольшое виньетирование. Чтобы добиться максимальной резкости в углах придется прикрыть диафрагму до f/5.6. Стоит сказать, что скорость автофокуса выше, чем у 35/1.4 , видимо из-за меньшего количества стекла, которое нужно перемещать.

Купить объектив Fujifilm XF 35mm f/2 R WR можно в онлайн-магазинах B&H , Adorama , Amazon и М.Видео .

В пересчете на 35-мм эквивалент этот объектив имеет классическое фокусное 85 мм. При этом он является самым светосильным объективом Fujifilm. У него нет всепогодной защиты и оптической стабилизации. Многие утверждают, что новый XF 90mm f/2 лучше оптически и имеют пылевлагозащиту, но только XF 56mm f/1.2 получил признание и легендарный статус среди пользователей камер Fujifilm.

В этом объективе высочайшее качество изображения по всей площади кадра от самого края до центра. Возможно в центре есть крайне незначительное преимущество. Если вы покупаете объектив с диафрагмой f/1.2 вы хотите снимать на максимально открытой диафрагме. Этот объектив практически умоляет вас постоянно это делать. В линейке Fuji есть объектив XF 56mm f/1.2 APD с аподизационным элементом для лучшего контроля зоны размытия. Он дает еще более приятное изображение, но придется пожертвовать фазовым детектированием при работе автофокуса и некоторым уменьшением реальной светосилы.

Купить объектив Fujifilm XF 56mm f/1.2 R можно в онлайн-магазинах B&H , Adorama , Amazon и М.Видео .

Fujifilm Fujinon XF 16-55mm f/2.8 R LM WR

Fujifilm выпустила отличный объектив с эквивалентными фокусными 24-83mm, чтобы предоставить фотографом возможность заменить популярные зумы 24-70mm на более компактный и чуть более длиннофокусный объектив. У объектива есть небольшой фринжинг на широком угле, но ничего такого, с чем нельзя было бы справиться.

Объектив отлично подходит для индивидуальных и групповых портретов, имеет замечательную резкость по всему кадру и защищен от непогоды. Нужно что-нибудь еще? Да. Это единственный зум-объектив в линейке Fuji X, в котором нет оптического стабилизатора. Для очень многих это окажется решающим фактором, чтобы не покупать этот отличный образец оптической промышленности. Но его универсальность, кажется, пересиливает эту особенность.

Купить объектив Fujifilm XF 16-55mm f/2.8 R LM WR можно в онлайн-магазинах B&H , Adorama , Amazon и М.Видео .

У Fujifilm есть несколько широкоугольных фиксов, например XF 14mm f/2.8 R и XF 16 f/1.4 R , но их можно заменить отличным зумом XF 10-24mm f/4 R OIS . В данный момент это самый широкоугольный объектив у Fujifilm. Он конкурирует с оптикой 16-35mm от других производителей, при этом предлагая отличную резкость и цветопередачу на уровне XF 56mm f/1.2 .

Частенько оказывается, что большинство снимков на мероприятиях сделаны на этот объектив, хотя фотограф носит с собой несколько разных линз. Этот объектив занимает особое место у поклонников Fuji.

Купить объектив Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OIS можно в онлайн-магазинах