Общение – это активный процесс, который предполагает облечение мыслей в удобную для понимания форму и их прием и передачу в виде сообщений.
Зародившаяся мысль может так и остаться в вашей голове навсегда. Прекрасно, если вас это устраивает. Но если мысль нужно высказать, она должна быть облечена в такую форму, которая позволит другому человеку однозначно ее понять. Никто не в состоянии залезть в ваш мозг и просмотреть его, как утреннюю газету, чтобы извлечь оттуда парочку идей.
Поскольку общение – процесс двунаправленный, нужно помнить, что обмен информацией имеет две составляющие:
Кодирование сообщения отправителем (говорящим) – облечение мысли, которую вы хотите высказать, в слова;
Декодирование сообщения получателем (слушателем) – интерпретация слов и извлечение из них смысла.
Общаясь, вы принимаете и передаете данные одновременно. Мозг способен обрабатывать информацию в четыре раза быстрее, чем требуется времени для восприятия ее на слух, поэтому остается достаточно много времени для подготовки соответствующего отклика. Передав информацию, вы можете сделать вывод о том, насколько правильно вас поняли, только после реакции получателя на ваше сообщение.
Передача информации
Независимо от того, какую информацию вы передаете, процесс должен быть управляемым и понятным. Общаясь, вы неизбежно сталкиваетесь с двумя вещами: во-первых, передаете информацию, а во-вторых, что гораздо важнее, устанавливаете контакт с теми, кому предназначено сообщение, создавая о себе хорошее впечатление.
Поскольку уровень сложности сообщения может варьироваться от констатации незначительного факта до пояснения замысловатого понятия, от способа выражения мысли зависит, насколько правильно ее поймут. Это значит, что вам придется:
мысленно выстроить план изложения , то есть собрать воедино все факты и идеи и расположить главные из них в логической последовательности;
передать информацию , то есть подобрать для иллюстрации своей идеи нужные слова и образы, чтобы сообщение было понятным и соответствовало ситуации общения.
Этот процесс требует сосредоточенности. Надо спланировать высказывание и подобрать данные, которые помогут выразить мысль как можно точнее.
Передавая информацию, мы не только подбираем данные для высказывания, но и кодируем их, чтобы высказывание было точным и понятным.
Решая, что сказать, вы всегда принимаете во внимание, в каких вы отношениях с получателями сообщения или каких отношений с ними хотели бы добиться. Если вы понимаете, чем ваше сообщение может быть интересно слушателю, сформулировать мысль намного проще.
Форма выражения мысли важна не менее ее содержания. Слова способны вызывать определенные образы, звуки и чувства. Они могут разозлить и обрадовать, огорчить и развеселить. Подбирать их следует так, чтобы они выражали именно то, что вы хотите, и были правильно поняты получателем. Информация, которая передается в процессе общения, может служить самым разным целям, поэтому, если вы хотите, чтобы ее правильно поняли, формулируйте мысль корректно. Приведем несколько примеров.
Констатация факта. Вам продают некий товар. «Он дешевый и к тому же синего цвета», – говорит продавец. Конечно, он имеет в виду, что это достаточно низкая цена для такой замечательной вещи, а синий действует успокаивающе. Но пока он этого не скажет, покупатель не задумается о том, что нужно пересмотреть свое негативное отношение к синему цвету.
Высказывание мнения. Заявление о том, что «Арсенал» выиграет кубок» может быть воспринято как констатация факта или заслуживающее доверия предсказание. На самом деле это всего лишь частное мнение, основанное на субъективной убежденности говорящего в том, что «Арсенал» – лучшая команда в мире. Такое высказывание может лишить слушателя возможности иметь собственную точку зрения.
Выражение чувств. Можно сказать человеку «Пойдет!» или «Хорошо», (подразумевая «Вы прекрасно справились с работой»), но такая форма одобрения не выразит в полной мере вашу благодарность и положительную оценку. У слушателя может возникнуть ощущение, что он недостаточно постарался.
Высказывание оценки. Фраза «Деньги не имеют для меня никакого значения» может, конечно, означать, что высокой зарплате вы предпочитаете работу в свое удовольствие. Однако слушатели могут воспринять это как сообщение о том, что вы очень богаты и совершенно не нуждаетесь в деньгах.
Упование на то, что слушатели поймут вас с полуслова, приводит к непониманию. Нельзя ожидать от окружающих, что они обязательно догадаются, что вы хотите сказать. Читать мысли невозможно, и, если вы не выражаете их четко и ясно, вас не поймут.
Иногда приходится повторять сообщение, прежде чем получатель правильно его расшифрует. Если вы видите, что выбранные слова не способны передать слушателю ваши мысли, подберите другие, и в случае необходимости, делайте это до тех пор, пока сообщение не будет понято адекватно.
Слова и выражения воспринимаются разными людьми по-разному. Чтобы подобрать нужную именно в данный момент фразу, надо обязательно помнить об этом факте. К тому же это лучший способ создать у собеседника ощущение, что вы способны понять друг друга.
Словарный состав языка – это фильтр, через который мы пропускаем свои знания и опыт. Многие слова могут иметь несколько значений в зависимости от контекста, в котором они употребляются. Возьмем для примера слово «форма». Оно может означать «внешнее очертание», «вид, тип», «установленный образец», «приспособление для придания чему-либо определенных очертаний», «форменная одежда», «документ стандартного образца».
У каждого из нас имеется множество идей и мыслей, которые требуют выражения в речи – от элементарной констатации факта («Небо голубое») до сложных понятий («Я мыслю, значит, я существую»). Но даже люди, говорящие на одном языке, сталкиваются с тем, что использование слов далеко от единообразия. Значение, которое вкладывается в то или иное слово, не всегда совпадает с его словарным толкованием, а часто зависит от индивидуальной манеры употребления. Со словами люди могут поступать по-разному:
Придумывать новые;
Выносить за пределы семейного или дружеского круга принятые в нем слова и выражения;
Заимствовать устойчивые сочетания или отдельные слова у окружающих;
Использовать малоупотребительные слова или слова высокого стиля для создания определенного впечатления, например, говорить «вследствие этого» вместо «поэтому»;
Пользоваться жаргоном.
Независимо от уровня сложности мысли, вложенной в сообщение, вы обязательно получаете оценку слушателя. Использование общепринятой лексики в соответствии с нормами грамматики повышает вероятность того, что ваши слова правильно истолкуют.
Некоторые сообщения достаточно сложны, и их трудно выразить с помощью одних только слов. Иногда передать мысль точнее помогает схема.
Правду говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Истории известно немало случаев, когда важнейшие мысли записывались на салфетке, грифельной доске или на обратной стороне конверта. Если изображение или подробное описание могут помочь слушателю понять или запомнить ваше сообщение, обязательно используйте их.
Всегда старайтесь несколько оживить сухие факты. Так, преподаватель архитектуры, написав на доске математическое уравнение, поворачивается к студентам и говорит: «Это академическая формула, а запомнить вам надо следующее: водосток на крыше должен быть достаточно широким, чтобы в него поместилась дохлая кошка».
Общаясь с человеком, помните, что очень полезно дополнить слова наглядным примером: так слушатель всегда найдет, на что опереться при запоминании.
Получение информации
Результативность общения зависит от правильной расшифровки информации. Получатель сообщения почти всегда подходит к полученным сведениям избирательно. Тому есть несколько причин.
Люди воспринимают информацию сквозь фильтр собственных интересов и потребностей.
Люди уделяют внимание только отдельным аспектам интересующей их информации.
Особенности человеческого восприятия таковы, что информация интерпретируется скорее субъективно, нежели объективно.
Люди часто видят и слышат то, что ожидают увидеть или услышать, а не то, что есть на самом деле.
Другими словами, воспринятое человеком сообщение не всегда отражает то, что в него вложил отправитель. Более того, если переданная информация не отличается полнотой, а получатель к тому же воспринимает ее частично, между людьми может возникнуть опасное непонимание.
В процессе декодирования (то есть восприятия) сообщения вы подвергаетесь воздействию различных факторов, которые способны повлиять на адекватность понимания. Среди них можно назвать следующие.
Сложившееся мнение . Если вы полагаете, что человек не разбирается в том, о чем говорит, или что источник сведений нельзя назвать надежным, вы вряд ли поверите информации. Например, освещение события в официальном издании заслуживает большего доверия, чем сообщение о нем в желтой прессе.
Предубеждение . У каждого свой взгляд на вещи, поэтому человек склонен больше верить тому, с чем он согласен. Например, политик, выслушивающий обвинительную речь своего оппонента, услышит только то, что, на его взгляд, заслуживает критики, и отвергнет все остальное.
Настроение . Если у вас отвратительное настроение, порадовать вас сможет немногое. Хорошую новость вы с легкостью превратите в плохую, найдя в ней отрицательные стороны. А когда вы в прекрасном расположении духа, даже плохие известия кажутся не такими уж страшными.
Все перечисленное может существенно повлиять на то, как человек воспринимает информацию, какие ее фрагменты усваивает, а какие упускает настолько, что даже не может о них вспомнить. Такое случается даже тогда, когда отправитель убежден в том, что сообщил обо всех деталях и правильно построил сообщение.
Делаем выводы
Коммуникативный процесс характеризуется двумя ключевыми составляющими. Сообщение должно быть точно передано и точно воспринято. Общение – это сочетание эффективной передачи и эффективного получения информации, своеобразный замкнутый круг.
Зададимся вопросом: «Слышен ли в лесу звук падающего дерева, если рядом нет никого, кто мог бы это услышать?» Ответ будет таким: «Пока кто-нибудь не назовет это звуком падающего дерева, его нельзя считать таковым».
Спросите себя
Подумайте о том, как вы воспринимаете и передаете информацию, и дайте ответы на следующие вопросы.
^ Выстраиваете ли вы мысленно план своего высказывания, прежде чем произнести его вслух?
^ Уделяете ли вы в своей речи должное внимание как словам, так и образным средствам?
^ Удается ли вам формулировать свои высказывания таким образом, чтобы они точно соответствовали вашим мыслям?
^ Всегда ли вы подбираете такие слова, которые доступны пониманию слушателя?
^ Уверены ли вы в том, что пользуетесь общепринятой лексикой и грамматикой, чтобы вас лучше понимали?
^ Вы воспринимаете сообщения нейтрально и объективно?
^ Понимаете ли вы, что показателем эффективной коммуникации можно считать только ответную реакцию получателя сообщения?
Все получится, если…
Мысленно выстроить высказывание, прежде чем произнести его вслух;
Тщательно взвешивать и подбирать слова, которые услышат от вас окружающие;
Точно формулировать то, что вы имеете в виду, чтобы вас можно было понять;
Умело пользоваться словарным запасом и грамматическим строем языка;
К месту использовать образные выражения, лирические отступления, иносказания, шутки – все, что помогает донести до слушателя вашу мысль;
Понимать, что ваша личная заинтересованность может повлиять на то, как вы передаете информацию;
Осознавать, что ваша необъективность или особенности настроения могут сказаться на точности восприятия сообщений;
Помнить, что про общение можно говорить, только если есть ответная реакция слушателя.
Любая совместная деятельность людей неотделима от их общения. В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как минимум, два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или адресат).
Подходя к проблематике общения с точки зрения теории информации, можно выделить в соответствии с работами классиков этой теории Шеннона и Уивера три следующие проблемы коммуникаций (передачи - приема информации).
КЛЕТКОЙ
Регуляция сложных многогранных упорядоченных функций клетки осуществляется посредством сигналов, приводящих в действие внутриклеточные пути передачи информации. Эти сигналы - молекулы, которые распознаются рецепторами, встроенными в плазмалемму. Здесь расположены цепи мембранных белков, взаимодействующих друг с другом. В результате меняется их пространственная конфигурация, и, как следствие этих конформаций, сигналы, воздействующие на клетку извне, преобразуются во внутриклеточные.
Известны два пути передачи сигналов. Принципиально они сходны между собой и включают ряд звеньев: сигнальная молекула (первичный посредник) связывается с рецептором, что приводит к активации белка-преобразователя, передающего сигнал белку-усилителю. Все три указанных белка являются внутримембранными. Ферментусилитель вызывает образование из фосфорилированного предшественника вторичного посредника (мессенджера), который связывается с протеинкиназой, активирующей клеточные реакции.
В первом пути вторичным посредником является циклический аденозинмонофосфат (сАМР). В осуществлении этого пути участвуют два типа рецепторов: стимулирующие (Rs) и ингибирующие (Ri). Взаимодействие химического стимула с рецептором вызывает конформационные изменения последнего и передается через мембрану соответственно Gs-белку или Gi-белку, который связывает внутриклеточный гуанозинтрифосфат (GTP). Это, в свою очередь, вызывает новые конформационные изменения Gs-белка, который приобретает способность активизировать фермент аденилатциклазу (Ац). В результате воздействия фермента из АТР образуется циклический аденозинмонофосфат.
Во втором пути передачи информации имеются лишь стимулирующие рецепторы и Gs-белок, а в роли усилителя выступают ферменты гуанилатциклаза (Гц) и фосфодиэстераза (ФДЕ). Последовательность реакций в этом случае такая же, как и в первом пути. ФДЕ расщепляет фосфатидилинозитол-4,5-дифосфат (ФИФ2) на диацилглицерол (ДГ) и инозитолтрифосфат (ИФ3). Гуанилатциклаза превращает GTP в циклический гуанозинмонофосфат (cGMP).
ИФ3 освобождает ионы Са2+ из их внутриклеточных хранилищ, тем самым повышая их концентрацию в цитозоле. Са2+ связывается с определенными белками (например, кальмодулином, тропонином С). Первый активирует протеинкиназу С, второй вызывает мышечные сокращения. ДГ остается в плазмалемме и активирует протеинкиназу, которая фосфорилирует клеточные белки. Далее cGMP активирует специфическую протеинкиназу (G-киназу), которая также фосфорилирует определенные белки. Так, например, cGMP воздействует на Na+-каналы плазмалеммы палочковых клеток сетчатки. Три указанные молекулы (ДГ, ИФ3, cGMP) являются вторичными посредниками второго пути.
В обоих путях передачи сигналов вторичные посредники связываются с регуляторными субъединицами фермента протеинкиназы (ПК). Это приводит к освобождению ее каталитической субъединицы, которая фосфорилирует определенные белки и благодаря этому активизирует различные клеточные процессы, т. е. вызывает ответ клетки на сигнал (например, сокращение, секрецию, репликацию, транскрипцию, распад гликогена или жиров и т. д.).
Приводим некоторые клеточные ответы на гормоны, опосредуемые сАМР: синтез и секреция тироксина клетками щитовидной железы в ответ на воздействие тиреотропного гормона; секреция кортизола клетками коркового вещества надпочечников в ответ на воздействие АКТГ; секреция прогестерона клетками желтого тела яичника в ответ на воздействие лютеотропного гормона; распад гликогена в мышцах и печени; увеличение частоты и силы сердечных сокращений под влиянием адреналина; резорбция костной ткани под влиянием гормона паращитовидных желез; реабсорбция воды в канальцах нефрона в ответ на воздействие вазопрессина.
Давайте рассмотрим, как мы воспринимаем мир. Какого рода информация поступает к нам. Всю совокупность поступающей к нам информации можно разделить на два источника: внешний мир и внутренний мир . Информация из внешнего мира – это информация, которая приходит к нам непосредственно из органов восприятия, т.е. зрения, слуха, осязания и т.д. Информация из внутреннего мира – это то, что мы представить внутренним взором, слухом или осязанием.
Для того чтобы было понятней, проведем такое очень простое упражнение. Просто посмотрите вокруг. Что вы видите прямо сейчас там, куда смотрите? Экран монитора, свои руки, может птицу за окном? Послушайте звуки, которые вы слышите прямо сейчас. Это может быть тиканье часов, шум от компьютера, звуки за окном и др. Почувствуйте, как вы ощущаете прикосновение одежды к вашей коже или то, какая сейчас температура в комнате. Просто сами ощущения, без попытки назвать или трактовать их. Съешьте конфету и во время еды ощутите ее вкус. Тоже, не надо называть его. Просто ощутите.
Все это была информация из внешнего мира. Теперь осознаем информацию из внутреннего мира. Здесь есть два способа: либо что-то вспомнить, либо что-то представить. Здесь так же, информация либо сама приходит к вам, либо вы ее создаете. Вспомните, как выглядит ваша машина, если она у вас есть. Если ее у вас нет, то представьте, какую машину вы бы хотели иметь. Когда вы это делаете, вы как бы видите внутренним взором какую-то картинку или фильм. При этом то, на что сейчас смотрят ваши глаза, вы можете не замечать. Это бывает, когда человек о чем-то задумается. Он как бы погружается в свой внутренний мир и не замечает, что происходит вокруг.
Скажите про себя «Мама мыла раму». Фактически звуков во внешнем мире не было, однако про себя вы их слышали. Возможно, вы можете вспомнить, как какие-то голоса приходили в вашу голову. Размышление о чем-то не вслух, создает внутренний диалог или монолог. Мелодия, засевшая в вашей голове. Это все примеры звуковой информации из внутреннего мира. Точно также вы можете вспомнить для себя вкус мандарина, или прикосновение любимого человека, или запах розы. Ни мандарина, ни розы сейчас, вероятно, при вас нет, но ощущение есть, и оно создано вами в вашем внутреннем мире.
Итак, есть два источника информации: внутренний мир и внешний мир. Любая информация для человека, как из внешнего, так и из внутреннего мира, может быть следующих видов:
Эти виды информации свойственны человеку. Через них он осознает мир. Однако если взять, например, перелетных птиц, то, говорят, что у них есть еще ощущение магнитного поля земли. Как они его ощущают, мы не можем знать, т.к. у нас этого канала информации нет. Т.е. каждое существо получает информацию из мира по каким-то каналам. У человека они одни, у других животных могут быть похожие или другие. Интересно, например, как амеба ощущает пищу. В любом случае, входящая информация как-то ощущается в субъективном опыте.
Вернемся к каналам человека. Конечно же, все каналы информации в текущий момент передают информацию. Все каналы одновременно передают нам информацию. Например, вы видите текст на дисплее, слышите шум машин за окном, говорите про себя о чем-то, ощущаете тяжесть в желудке, и т.д. Мы можете вспоминать события вчерашнего дня и при этом видеть на своем внутреннем экране людей, слышать их голоса и ощущать свое, например, негодование по этому поводу.
Другое дело, что не все каналы на данный момент осознаются, и не вся информация в канале сознается. Например, вы смотрите телевизор, но при этом не замечаете, как ощущения в своей правой руке или запаха табака или то, что при этом вы про себя комментируете события на экране. Человек не может одновременно все воспринимать.
То, что попадет в сознание, а что нет, определяют и .
Итак, графически каналы информации можно представить так:
Рассмотрим с этой позиции основные виды опыта человека:
1) Воображение и творчество : создание во внутреннем мире новых образов во всех каналах.
2) Память : воссоздание во внутреннем мире запомненной из внешнего мира информации из всех каналов.
3) Боль, наслаждение и другие ощущения тела
4) Чувства и эмоции : кинестетический канал внешнего мира.
5) Интуиция : кинестетический канал внутреннего и внешнего мира.
6) Размышления : аудиальный и визуальный каналы внутреннего мира.
Вся отфильтрованная информация в итоге попадает в наше сознание, где мы ее и воспринимаем. Это создает наш опыт и осознание жизни в текущий момент времени.
Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, наблюдаемый объект, явление или процесс и т.д.). Восприятие информации необходимо для любой информационной системы.
Современные информационные системы, создаваемые, как правило, на базе ЭВМ, в качестве своей составной части имеют более или менее развитую систему восприятия. Система восприятия информации представляет довольно сложный комплекс программных и технических средств. Для развитых систем восприятия можно выделить несколько этапов переработки поступающей информации: предварительная обработка для приведения входных данных к стандартному для данной системы виду, выделение в поступающей информации семантически и прагматически значимых информационных единиц, распознавание объектов и ситуаций, коррекция внутренней модели мира. В зависимости от анализаторов, входящих в комплекс технических средств системы восприятия, организуется восприятие зрительной, акустической и других видов информации. Кроме того, различают статическое и динамическое восприятие.
Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к стандарту для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей ее системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов. Сигнал можно определить как средство перенесения информации пространстве и времени. В качестве носителя сигнал: могут выступать звук, свет, электрический ток, магнитное поле и т.п. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе).
Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи данных. Для ее осуществления необходимы специальные технические средства. Некоторые технические средства сбора и регистрации, собирая автоматически информацию с датчиков, установленных на рабочих местах, передают ее в ЭВМ.
Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так и результатная в обратном направлении. В этом случае результатная информация отражается на различных устройствах: дисплеях, табло, печатающих устройствах. Поступление информации по каналам связи в центр обработки в основном осуществляется двумя способами: на машинном носителе и непосредственно в ЭВМ при помощи специальных программных и аппаратных средств.
Общая схема передачи информации:
В современных развитых информационных системах машинная обработка информации предполагает последовательно-параллельное во времени решение вычислительных задач. Это возможно при наличии определенной организации вычислительного процесса. Вычислительная задача по мере необходимости обращается с запросами в вычислительную систему. Организация процесса предполагает определение последовательности решения задач и реализацию вычислений. Последовательность решения задается, исходя из их информационной взаимосвязи, когда результаты решения одной задачи используются как исходные данные для решения другой.
Технология электронной обработки информации - человеко-машинный процесс исполнения взаимосвязанных операций, протекающих в установленной последовательности с целью преобразования исходной (первичной) информации в результатную. Операция представляет собой комплекс совершаемых технологических действий, в результате которых информация преобразуется. Технологические операции разнообразны по сложности, назначению, технике реализации, выполняются на различном оборудовании многими исполнителями.
Хранение и накопление информации вызвано многократным ее использованием, применением постоянной информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки.
Хранение информации осуществляется на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования группировочному признаку.
Кодирование информации
С
целью засекречивания информации
применяется ее
кодирование.
С
незапамятных времен появились коды
в
виде
криптограмм (по-гречески - тайнопись).
Самый первый код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Сэмюэля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре в азбуке Морзе соответствует своя последовательность из кратковременных (называемых точками) и длительных (тире) сигналов, разделяемых паузами.
Способы кодирования информации следующие: символьный, лингвистический, табличный, графический. Любой способ кодирования характеризуется наличием основы (алфавит, тезаурус, спектр цветности, система координат, основание системы счисления и т.п.) и правил конструирования информационных образов на этой основе.
Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления, особенно это актуально при представлении информации в компьютере Естественно, что одно и тоже количество разрядов в разных системах счисления может передать разное число состояний отображенного объекта, что можно представить в виде соотношения
N = m n
где N – число всевозможных отображаемых состояний;
m – основание системы счисления (разнообразие символов применяемых в алфавите);
n – число разрядов (символов) в сообщении
Пример . По каналу связи передается n – разрядное сообщение, использующее m различных символов. Так как количество всевозможных кодовых комбинаций будет N = m n , то при равновероятности появления любой из них количество информации, приобретенной абонентом в результате получения сообщения, будет I = log N = n log m – формула Хартли. Если в качестве основания логарифма принять m, то I = n . В данном случае количество информации (при условии полного априорного незнания абонентом содержания сообщения) будет равно объему данных I = V д, полученных по каналу связи.
Для неравновероятных состояний системы всегда I < V Д = n .
Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этом случае будут бит и дит.
Коды, использующие два различных элементарных сигнала, называются двоичными. Если отвлечься от физической природы сигналов, удобно обозначать их символами 0 и 1. Тогда кодовые слова можно представлять как последовательность из нулей и единиц.
Существует много кодов: двоичный код обмена информации ДКОИ, восьмеричный код обмена информацией КОИ-8, в современных персональных компьютерах информация представляется в коде ASCII (American Standard Code for Information Interchange) - американский стандартный код для обмена информацией. В России используется так называемая альтернативная ASCII кодировка, содержащая символы русского алфавита.
При вводе информации в компьютер каждый символ - буква русского или латинского алфавита, цифра, знак пунктуации или действия кодируется определенной последовательностью из восьми двоичных цифр в соответствии с таблицей кодирования. Комбинация из 8 бит называется байтом, или слогом.
Вероятностный подход
к определению количества информации
Важно при создании передающих систем знать, какое количество ин формации пройдет через эту передающую систему.
Количественный подход - наиболее разработанная ветвь теории информации. В соответствии с этим определением совокупность 100 букв - фраза из 100 букв из газеты, пьесы Шекспира или теоремы Эйнштейна - имеет в точности одинаковое количество информации.
Такое определение количества информации является полезным и практичным. Оно соответствует задаче инженера связи, который должен передать всю информацию, содержащуюся в поданной телеграмме, вне зависимости от ценности этой информации для адресата. Передающей системе необходимо передать нужное количество информации за определенное время.
Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей, точнее, определяется через вероятности событий.
Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации называемую битом. Выбор единицы информации не случаен. Он связан с наиболее распространенным двоичным способом ее кодирования при передаче и обработке.
Известно, что количество информации зависит от вероятностей тех или иных исходов события. Если событие, как говорят ученые, имеет два равновероятных исхода, это означает, что вероятность каждого исхода равна 1: 2. Такова вероятность выпадения «орла» или «решки» при бросании монеты. Если событие имеет три равновероятных исхода, то вероятность каждого равна 1: 3. Следует отметить, что сумма вероятностей всех исходов всегда равна единице: ведь какой-нибудь из всех возможных исходов обязательно наступит.
Событие может иметь и неравновероятные исходы. Так, при футбольном матче между сильной и слабой командами вероятность победы сильной команды велика - например, 4: 5. Вероятность ничьей намного меньше, например 3: 0. Вероятность же поражения совсем мала.
Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей информации не может быть больше его пропускной способности. Ее определяют по количеству информации за единицу времени.