Перспективы использования информационных технологий в юридической деятельности. Информационные технологии

11.02.2022 Android

15.02.2016

Наш век недаром назван «информационным», ведь он характеризуется тем, что в жизнь человека плотно вошли современные технологии, которые глубоко интегрировались во все возможные сферы жизни общества. Можно даже сказать, что люди попали в своеобразную зависимость от своих гаджетов: не найдется человека, который в повседневной деятельности не пользовался бы планшетом, компьютером или мобильным телефоном.
Все эти технологии позволяют оптимизировать деятельность, сэкономить время и получить новые знания. Тому, какую роль современные технологии играют в деятельности юриста, посвящена данная статья.

Роль современных технологий в юридической деятельности

Информационные технологии играют огромную роль в работе юриста. Они помогают найти, обобщить актуальную правовую информацию, оперативно обменяться данными, предоставить необходимые сведения в судебные органы и т. д.

Благодаря информационным технологиям юрист может не только оперативно получать актуальные законодательные сведения . Они дают возможность быстро отыскать статистические данные , без которых подчас невозможно обойтись при решении различных вопросов. Кроме того, из интернета специалист может получить любые данные из смежных дисциплин.

Глубокая интеграция информационных технологий в юридическую деятельность приводит к ускорению процесса поиска и подготовки необходимой документации.

Справочные правовые системы

Говоря о роли информационных технологий в деятельности юриста, нельзя не упомянуть и широкое внедрение справочных правовых систем. Работа с такими системами дает юристу возможность получить доступ к последним редакциям правовых актов и документов.

Можно с уверенностью утверждать, что внедрение справочно-правовых систем стало важнейшим достижением информационной эпохи в контексте юридической деятельности.

В середине прошлого века был накоплен огромный массив данных, в связи с чем систематизация носителей представляла огромные сложности, а поиск необходимой информации мог занимать достаточно долгое время.

Когда начали развиваться информационные технологии, все данные удалось оцифровать и систематизировать. Первая справочная правовая система появилась в 1967 году в Европе, в СССР первая система была внедрена только спустя восемь лет. Первоначально доступ к советской базе был ограничен, однако в наше время появились системы, которыми могут пользоваться даже люди, не имеющие юридического образования.

Автоматизированные информационные системы

Следующим шагом стало появление автоматизированных информационных систем. Такие системы широко используются в юридической деятельности, позволяя проводить розыскные мероприятия, экспертизу и электронное доказывание.

В настоящее время идет работа над созданием автоматизированных рабочих мест и Единой информационной системы МВД, что позволит автоматизировать работу следователей.

Говоря об информационных технологиях в юридической деятельности, нельзя не упомянуть . В настоящее время он постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Современный электронный документооборот представлен в двух формах: электронных доказательств и системы оценки этих доказательств.

Благодаря тому, что в настоящее время имеется возможность регистрировать информацию как о преступлениях, так и о совершивших их гражданах, имеется возможность оперативно оценить криминальную обстановку в любом регионе страны. Информация, которая содержится в системе учета, используется при раскрытии примерно 20% всех преступлений, совершенных на территории России.

Технические средства в юридической деятельности

Современные технические средства позволяют юристам фиксировать необходимые данные и добывать доказательства. Сюда можно отнести технику, позволяющую делать фотографии, а также вести видеосъемку или аудиозапись. Из современных разработок стоит выделить систему защиты свидетелей, которая представляет собой комплекс устройств, включающий в себя камеру, микрофон, систему изменения голоса и т. д.

Еще одним средством, облегчающим работу юриста, является видеоконференцсвязь, дающая возможность проводить рассмотрение дел без очного присутствия участников процесса.

В качестве доказательств при рассмотрении дел в суде нередко используются данные авторегистраторов и видеокамер круглосуточного наблюдения.

Резюмируя, можно сказать, что информационные технологии играют огромнейшую роль в современной юридической деятельности. Благодаря информационным технологиям удалось добиться ускорения принятия юридических решений, усовершенствован процесс поиска и систематизации доказательств, а юристы получили возможность в любой момент найти все необходимые сведения относительно актуальных законов и правовых актов.

Вне зависимости от того, в какой области юридической деятельности работает (правотворческой, правоприменительной или правоохранительной) той или иной специалист, он должен четко представлять себе возможности и практику использование современных информационных технологий в этой непростой сфере деятельности.

Современные информационные технологии позволили в значительной степени автоматизировать создание текстовых и графических электронных документов, которые впоследствии могут передаваться в пространстве с использованием телекоммуникационных технологий, или на их основе могут создаваться машинограммы, т.е. распечатываться документная информация, содержащаяся в файлах электронных документов. Но при этом создание электронных документов и машинограмм, особенно когда это касается составления официальных документов, должно сопровождаться обязательным применением специальных правил, заложенных в законодательно-нормативных актах.

Специальные требования предъявляются и к созданию официальных аудио- и аудиовизуальных документов. Примерами подобных документов могут быть аудио- или видеозапись судебных заседаний или допросов подозреваемых.

Однако создание и передача во времени и пространстве тех или иных видов документов является одной из самых простых форм использования информационных технологий в деятельности практикующего юриста, и которой он должен владеть в совершенстве. Но, как правило, создание любого документа юридической направленности практически всегда предваряет сбор информации.

Важность сбора и анализа информации в правотворческой деятельности является одним условий повышения качества принимаемых законодательно-нормативных актов, от которых в конечном итоге зависит соблюдение и защита прав и свобод гражданина, общества, и государства в целом, принятие и реализация государственно-политических и государственно-правовых решений.

Полагаем, что информационное обеспечение и сопровождение является одной из важнейших задач по использования информационных технологий в юридической деятельности. Практикующий юрист должен уметь осуществлять поиск интересующего его информации в справочно-правовых системах и корпоративных информационных системах. Но в современных условиях поиск сведений в открытых информационных ресурсах, размещенных на информационных ресурсах в сети Интернет, является одним из важнейших условий сбора доказательств для обеспечения предварительного расследования уголовных дел, дел об административных правонарушениях, сбора и использования доказательств в рамках арбитражного, гражданского и уголовного процесса.



Это связано с тем, что колоссальные успехи научно-технического прогресса, особенно в течение последнего столетия, обогащая современное человечество различными изобретениями, открытиями и усовершенствованиями и оказывая плодотворное влияние на развитие промышленности и экономическое благосостояние культурных народов, произвели вместе с тем заметное, но, к сожалению, вредное воздействие на внешние формы проявления преступности. Улучшая обиход общественной жизни, многие технические открытия дают в руки преступников новые усовершенствованные орудия для совершения преступлений и создают более благоприятную обстановку для их деятельности.

Современное состояние мирового сообщества характеризуется всеобъемлющим проникновением информационных технологий в различные области человеческой деятельности – экономическую, социальную, управленческую и другие. В конце 80-х – первой половине 90-х годов прошлого столетия потребность в автоматизации информационной сферы привела к развитию рынка компьютеров и программного обеспечения, повышению профессиональной подготовки пользователей, увеличению потребностей организаций в совершенствовании технологий обработки данных, значительно расширила сферу применения компьютеров.

Наряду с неоспоримыми достижениями, информатизация принесла с собой целый ряд сложных негативных явлений, связанных с противоправным использованием средств компьютерной и телекоммуникационной техники. Криминальные структуры в полной мере также приняли на вооружение современные информационные технологии для совершения так называемых «высокотехнологичных» преступлений и обеспечения «традиционной» преступной деятельности, хранения информации, создания и использования информационных технологии для систем конспирации и скрытой связи.

Начиная с семидесятых годов прошлого столетия сотрудники правоохранительных органов все чаще и чаще стали сталкиваться с тем, что при расследовании различных видов уголовных дел в качестве доказательств стала фигурировать компьютерная информация (computer information ), зафиксированная на переносимых или встроенных в средства компьютерной техники машинных носителях. За рубежом подобная информация при ее использовании в рамках уголовного судопроизводства получила условное название - «компьютерные доказательства» (computer evidence ), которые J.W.Chisum определял как «любые зафиксированные (записанные) или переданные с помощью компьютера данные, которые доказывают или опровергают событие преступления, содержат сведения о его подготовке или намерении его совершить, или устанавливают алиби подозреваемого».

Вследствие вышеизложенного, практикующие юристы должны не только сами владеть информационными технологиями, но и успешно расследовать различные виды правонарушений, совершаемые как с использованием компьютерно-телекоммуникационных технологий, либо преступлений, доказательства которых могут быть зафиксированы или переданы во времени и пространстве с применением этих технологий. И в первую очередь расследование подобных видов преступлений, связано с изъятием и правильным процессуальным оформлением изъятия компьютерных доказательств.

В специальной криминалистической литературе достаточно подробно описаны технологии изъятия средств компьютерной техники и переносимых машинных носителей информации, на которых содержатся цифровые доказательства, относящиеся к первой группе. Но, как показывают опросы, проведенные среди сотрудников правоохранительных органов, на вопрос о том, готовы ли они процессуально грамотно оформить их изъятие, 62% ответили отрицательно и 14% затруднились с ответом. Если же подобный вопрос задать в отношении возможности изъятия информации, размещенной на каком-либо сетевом информационном ресурсе (в простейшем случае на Web-сайте или на одной из его Web-страниц), и правильного процессуального оформления, полагаем, что процент отрицательных ответов будет приближаться к 100%.

В тех случаях, когда информация, размещенная на сетевом информационном ресурсе, имеет важное доказательственное значение, то ее изъятие преследует две цели. Во-первых, изъять, а тем самым сохранить само содержание информации, размещенной на каком-либо сетевом ресурсе, поскольку информация на Web-ресурсах вещь недолговечная – она может появиться всего на несколько часов, а затем удалиться администратором или модератором сайта. И, во-вторых, оформить процесс изъятия и фиксации в соответствии с правилами процессуального изъятия вещественных доказательств и документов.

В справочно-правовых системах «ГАРАНТ» или «КонсультантПлюс» можно легко найти типовую форму Протокола осмотра предметов (документов) или Постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. Но сколько бы не искали, вы не найдете типовой формы протокола осмотра информации, размещенной на каком-либо WEB-ресурсе, или протокола ее изъятия и используемых при этом технологий. Полагаем, что это является одной из основных причин высокой латентности так называемых Интернет-преступлений.

Одним из авторов данной работы был разработан примерный Протокол осмотра Web-ресурса, изъятия и фиксации информации, размещенной на нем, который используется на одном из занятий по курсу «Информационные технологии в юриспруденции». Форма Протокола соответствует требованиям ст. 166 УПК РФ.

Особенностью Протокола является достаточно подробное описание технических средств и технологий подключения к глобальной сети Интернет. В этой части процессуального документа должно быть обязательно указано следующее.

1. Подробные характеристики компьютера, включающие описание аппаратных и программных средств.

2. Описание аппаратных и программных средств, используемых для сетевого подключения (тип модема (встроенный или внешний), тип подключения (проводное или беспроводное), наименование браузера (программы просмотра); наименование провайдера (поставщика услуг) и т.п.

3. Сетевой адрес описываемого информационного ресурса – URL (Universal Resource Locator). URL - это адрес Web-страницы в Интернете. URL состоит из доменного имени, пути к странице на сайте и имени файла страницы. Например: www.rossia.ru/moskva/arbat/domknigi.htm. Здесь www.rossia.ru -доменное имя сайта, /moskva/arbat/ - путь и domknigi.htm - имя файла.

4. Достаточно подробное описание оформления Web-страницы, и информации, размещенной на ней.

Фиксация информации, размещенной на Web-странице, может осуществляется тремя способами. Первый – это вывод ее на печать (при этом в распечатке отображается URL в адресной строке). Второй – сохраняется скрин-шот (экранный снимок) в файл графического формата. Эта операция делается в связи с тем, что распечатка Web-страницы не аутентична изображению, наблюдаемому на экране монитора. И последний этап – сохраняется сама Web-страница в виде совокупности файлов на машинном носителе (при этом файл в формате HTML и соответствующая ему папка имеют название, данное им создателем сайта или Web-страницы). Все эти действия также должны найти свое отражение в Протоколе осмотра Web-ресурса, изъятия и фиксации информации.

Созданные файлы графических форматов со скрин-шотами и сохраненные файлы Web-страницы, лучше всего записать на не перезаписываемый оптический компакт-диск типа CD-R, который обеспечивает наилучшие условия хранения машинной информации. В Протоколе обязательно фиксируется информация и записанных на компакт-диск файлах, наименование его производителя, тип, и его серийный номер. На нерабочей стороне диска обязательно должны быть нанесены пояснительные записи.

Эти технологии изъятия и процессуального оформления изъятия информации, размещенной на Web-ресурсах, в современных условиях играет также важное значение при судебном разбирательстве в рамках арбитражного и гражданского судопроизводства. Например, в гражданском процессе может рассматриваться иск о защите чести, достоинства и деловой репутации гражданина, ложная или оскорбительная информация о котором была размещена на ресурсах в глобальной информационной сети. И сегодня подобных случаев фиксируется все больше и больше.

Одним из перспективных направлений использования информационных технологий в юридической деятельности является использованием телекоммуникационных технологий для он-лайнового получения так называемых личных доказательств, или осуществления «электронного правосудия». Примером, может служить дистанционное получение доказательств – допрос, проводимый в режиме телеконференции (одна камера установлена в зале судебных заседаний, а другая – в следственном изоляторе). Активно рассматривается тема не только пересылка процессуальных документов с использованием телекоммуникационных технологий, но и проведение судебных заседаний в он-лайновом режиме, когда суд, истец и ответчик находятся в разных городах.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПЕРЕВОДЧИКИ

Изначально программы компьютерного перевода предназначались для работы на персональном компьютере дома и на работе или для работы в локальных вычислительных сетях. Затем появились онлайн - переводчики. Сегодня программ онлайн -переводчиков достаточно много. Кроме того, значительно повысилось качество их переводов.

ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ

Специалисты юриспруденции очень часто сталкиваются с проблемой преобразования документов и изображений из бумажной формы в электронную. Однако процедура ввода информации вручную отнимает много времени и чревата ошибками. Кроме того, вручную можно вводить только тексты, но не изображения. Выходом из положения является сканер – прибор, позволяющий с помощью специальной программы вводить в компьютер как изображения, так и текстовые документы. Сканеры считывают с бумаги, плёнки или иных твёрдых носителей «аналоговые » тексты или изображения и преобразуют их в цифровой формат. Сегодня они используются практически везде: и в крупных орга- низациях, и дома.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ: ЛОКАЛЬНЫЕ, ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ При физическом соединении двух или более компьютеров образуется компьютерная сеть. Компьютерная сеть – это система обмена информацией между компьютерами.

Основное назначение или цель сети – обеспечение пользователям доступа к общим ресурсам компьютерной сети. Ресурс – это логическая или физическая часть вычислительной системы, которая может быть выделена пользователю и/или процессу. Ресурсы бывают трёх типов: аппаратные, программные и информационные.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ

Традиционные системы накопления информации, такие как картотеки, требуют больших временных затрат на внесение и дальнейший поиск информации, особенно если хранимая информация не однотипна. При этом во избежание ошибок, одни и те же данные приходится дублировать.

В автоматизированном банке данных значительно сокращается время поиска необходимой информации. Информация является основным компонентом профессиональной деятельности специалиста в области юриспруденции.

РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ В КРИМИНАЛИСТИКЕ Одно из перспективных направлений компьютеризации процесса расследования - разработка систем, задача которых заключается в автоматизации процессов поиска и установления личности преступника и определения вероятных мест совершения серийных преступлений. К этой же группе задач условно можно отнести и проблему быстрой идентификации угнанных автомобилей. Идентификация личности. Наиболее сложными автоматизированными системами считаются системы, обеспечивающие учёт и распознавание биометрических параметров.


Идентификация угнанных автомобилей. Для поиска и идентификации угнанных автомобилей правоохранительные органы России с 2001 г. используют специализированный программно -аппаратный комплекс (АПК) дистанционного распознавания автомобильных номерных знаков «Поток » компании «РОССИ -СП ». Комплекс состоит из видеокамеры, просматривающей короткий участок трассы, и связанного с ней компьютера. Информация, поступающая с видеокамеры, фиксируется компьютером, быстро сверяется по базам данных угнанных автомобилей или похищенных номеров, и при выявлении идентичного номера компьютер сразу подаёт сигнал тревоги. Обработка номера программой, в которую входит распознавание номера, его запись и проверка по базам данных выполняется очень быстро, пока автотранспорт ещё только проезжает зону контроля видеокамеры.

Нет его!!!Вопрос 32. Принципы и проблемы правового регулирования отношений в информационной сфере.

Правовое обеспечение государственной политики в сфере ИТ должно осуществляться по следующим направлениям:

· принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов, заполняющих пробелы в регулировании;

· внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты в целях их адаптации к требованиям современного развития сферы ИТ;

· участие в выработке международно-правовых документов (включая межгосударственные соглашения) в сфере информационных технологий.

Принципы правового регулирования в сфере ИТ определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере ИТ, так и с их использованием в других сферах.

К принципам правового регулирования, специфическим для сферы ИТ, относятся презумпция открытости информации; обеспечение достоверности, сохранности и эффективного использования информации, являющейся объектом правовых отношений; технологическая нейтральность. Последний из перечисленных принципов подразумевает отказ от законодательного закрепления использования отдельных технологических решений и от создания каких-либо нормативных запретов для развития и (или) применения новых технологий.

Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере ИТ предусматривает следующую этапность в реализации:

· внесение изменений в базовые законодательные акты, относящиеся к информационным правоотношениям, отмена нормативных правовых актов (их отдельных положений), явившихся неэффективными или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования;

· принятие новых нормативных правовых актов, относящихся к законодательству в сфере ИТ;

· принятие подзаконных нормативных правовых актов, реализующих меры, предусмотренные федеральными законами;

· решение вопросов о целесообразности и форме корректировки законодательных актов общего характера, включая Гражданский кодекс Российской Федерации.

Разработка и принятие новых нормативных правовых актов, корректировка действующей нормативной базы должны сопровождаться проведением научно-исследовательских работ, направленных на уточнение основных правовых проблем в сфере ИТ и оптимальных путей их решения, систематическом мониторинге практики применения действующих нормативных правовых актов.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Письменное контрольное задание

Информационные технологии в юридической деятельности

Новосибирск 2014г.

1. Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Обеспечение информационной безопасности РФ

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

Список использованных источников

Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Права граждан на доступ к информации государства регулируются рядом действующих нормативных правовых актов, а также являются в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов.

Рассмотрим основные принципы технологического обеспечения и регулирования доступа граждан к информации государства:

"Концепция государственного учета". Согласно данной концепции, хранить и собирать информацию можно только в соответствии с нормативными актами. Неофициальное хранение и неофициальный сбор государству запрещен. В данной концепции определены требования и принципы для хранения, сбора и предоставления информации государства. А так же определены принципы получения информации непосредственно из систем государственного учета, который осуществляется на основании идентификации получающего информацию лица.

"Концепция информационного регулирования". Согласно данной концепции, информация может быть с ограниченным кругом доступа или правом получения которой обладают любые лица.

"Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства". В данной концепции установлены требования к предоставлению информации неопределённому кругу лиц в тех случаях, когда законодательство определяет предоставляемую информацию как информацию, правом получения которой обладают любые лица.

Часть государственной информации систематизируют и собирают государственные органы, а часть порождается самими государственными органами и используется непосредственно в процессах административного управления.

Права доступа граждан к различным типам информации могут различаться. Доступ к учетной информации, которая содержит персональные данные определенных лиц, как правило, ограничен. В свою очередь, граждане имеют право на доступ к информации о самом государстве, о его деятельности (включая административную информацию). Исключение составляют специальные случаи отнесения данной информации к информации с ограниченным доступом.

Рассмотрим цели предоставления доступа:

Обеспечить юридическую силу информации. Информация государства должна быть пригодна для использования гражданами при защите своих прав и свобод. Одним из обязательных этапов придания юридической силы нормам любого регулирования является публикация.

Обеспечить потребности управления. Предоставление гражданам доступа к информации (в основном - к информации, связанной с правами и обязанностями граждан) является способом повлиять на поведение людей путём доведения управленческих решений, принятых органами власти и управления в сферах их ведения, до сведения тех, кому они предназначены. Как правило, индивидуальные или нормативные правовые акты приобретают юридическую силу лишь после того, как лица, к которым применяются вводимые ими нормы, ознакомятся с ней.

Обеспечить информированность граждан. Предоставление в распоряжение граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, необходимо для принятия гражданами решений по вопросам, входящим в круг их интересов.

Обеспечить прозрачность государства. Предоставление гражданам возможности получить информацию о деятельности государства необходимо для функционирования всех демократических механизмов государственной власти, а также для механизмов гражданского контроля деятельности государства.

Следует отметить, что обеспечение доступа граждан к правовой информации влияет на соответствие административных решений требованиям граждан. Прозрачность государства можно обеспечить только с помощью прозрачности информации государства для его граждан.

Необходимость идентификации получающего доступ к информации государства лица регламентируется законодательством, ограничивает или предоставляет права граждан на получение информации.

Согласно "Концепции информационного регулирования" различают два вида доступа к информации.

Доступ к информации на основании предварительной идентификации лица, которое получает доступ. Здесь идет речь о доступе к любой информации с ограниченным кругом доступа. Например, к информации, которая содержит государственную тайну или персональные данные.

Идентификация необходима для получения определенным лицом информации, которая имеет непосредственное отношение к этому лицу. Иными словами, когда граждане или организации хотят получить доступ о них самих или когда административная информация может повлиять на их обязанности и права.

Кроме того, идентификация необходима для получения информации, которая необходима определенному лицу для исполнения его должностных обязанностей. Следует отметить, что использование данных одной государственной учётной системы для пополнения данных другой государственной учётной системы может использоваться только при наличии прямого законодательного дозволения такого использования. К примеру, данные о месте проживания не могут быть исправлены жилищными органами на основании данных медицинского страхования.

Необходимо идентифицироваться для получения информации, которая необходима аудитору и контролеру для проведения проверки деятельности органов государственной власти и управления.

Помимо всего вышеперечисленного, есть случаи доступа к информации, основанные на предварительной идентификации. В данном случае получить информацию может любое лицо, но только после идентификации.

К примеру, данная модель применима при организации доступа к адресам организаций и граждан (справочная служба). Информацию может получить любое лицо, но перед этим необходимо идентифицироваться. В свою очередь, тот, о ком наводились справки, может получить информацию о лицах, которым она предоставлялась.

Вторым видом доступа к информации является доступ, не требующий идентификации лица, его получающего. Для данного вида характерна информация, которую имеет право получить любой человек. В этом случае, предоставление информации является обязанностью государства.

Вне зависимости от вида доступа к информации, ее предоставление может быть осуществлено в следующих формах:

Устное предоставление информации

Предоставление информации в виде выписки, справки или другого печатного документа, который заверяется подписью ответственного лица

Предоставление информации в виде электронного документа, который обладает всеми необходимыми реквизитами

Предоставление информации в виде аудиовизуального электронного сообщения, которое содержит в записи всю необходимую информацию.

Доступ к информации государства может быть предоставлен следующими способами: путем опубликования в печатных изданиях, трансляции по радио или телевидению, размещения информации на стендах, плакатах и прочих общественно доступных местах, размещения в информационных системах, доступных через телефонную сеть, интернет или специальные точки доступа, а так же путем предоставления информации в виде печатного или электронного документа по запросу в месте расположения органов власти и управления.

Те способы, которые связаны с публикацией материала, доступны неопределенному кругу лиц. Некоторые из перечисленных способов требует определенной степени вовлеченности сотрудников органов власти и управления. В свою очередь, при размещении информации государства в информационных системах участие чиновника может сводиться к минимуму.

2. Обеспечение информационной безопасности РФ

Информационная безопасность РФ - это состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных социальных интересов государства, общества и личности.

Общие методы обеспечения безопасности РФ принято разделять на организационно-технические, экономические и правовые.

Правовые методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: разработка нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения в информационной сфере, а так же нормативных методических документов, связанных с вопросами обеспечения информационной безопасности страны.

Рассмотрим наиболее значимые направления данной деятельности:

Внесение дополнений и изменений в законодательство РФ, которое регулирует отношения в области обеспечения информационной безопасности, с целью совершенствования и создания системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в законодательстве, а так же с целью конкретизации правовых норм, которые устанавливают ответственность за правонарушения, связанные с обеспечением информационной безопасности страны.

Законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти РФ.

Принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, которые устанавливают ответственность физических и юридических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное искажение, копирование, использование, распространение недостоверной информации, а так же использованием в своих корыстных целях информации, которая содержит коммерческую тайну или является служебной.

Уточнение статуса средств массовой информации, иностранных информационных агентств и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.

Определение статуса и правовое регулирование организаций, которые предоставляют услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории страны.

Создание правовой базы с целью формирования в России региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности РФ: совершенствование и создание системы обеспечения безопасности; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти; разработка, совершенствование и использование средств защиты информации, а так же методов контроля эффективности данных средств; создание систем предотвращения несанкционированного доступа к информации; выявление технических устройств и программ, которые представляют опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации, применение средств защиты при обработке, хранении и передаче информации; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны; подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности и контроль за работой персонала в защищенных информационных системах.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ: разработка программ обеспечения информационной безопасности страны и определение порядка финансирования данных программ; совершенствование системы финансирования работ, которые связаны с реализацией организационно-технических и правовых методов защиты информации, а так же создание системы страхования информационных рисков юридических и физических лиц.

Основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов страны в информационной сфере определяет государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ.

Рассмотрим основные принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

Соблюдение законодательства, Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ.

Открытость органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов, общественных объединений при информировании общества об их деятельности (с учетом тех ограничений, которые установлены законодательно).

Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их социального, политического или экономического статуса.

Производство программных и технических средств, которые могут обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, развитие отечественных технологий в данной области.

Таким образом, государство проводит анализ возможных угроз информационной безопасности, принимает меры по ее обеспечению, а так же организует работу всех органов государственной власти с целью нейтрализации данных угроз. Помимо этого, государство способствует предоставлению юридическим и физическим лицам доступа к информационным ресурсам и сетям, проводит необходимую политику в области защиты, экспорта, импорта информации, а так же организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ.

При правовом обеспечении информационной безопасности РФ, следует соблюдать принципы законности, баланса интересов граждан, государства и общества. Таким образом, важнейшей задачей государства в области информационной безопасности является реализация конституционных прав и свобод человека, которые касаются различной деятельности в информационной сфере.

Рассмотрим основные элементы организационной основы обеспечения информационной безопасности российской Федерации. К ним относятся: Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти, государственные и межведомственные комиссии, которые создаются Президентом и Правительством, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы судебной власти, местного самоуправления, общественные объединения и граждане, которые согласно законодательству участвуют в решении задач обеспечения информационной безопасности страны.

Президент Российской Федерации руководит органами по обеспечению информационной безопасности страны и санкционирует их действия, определяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по их реализации. Кроме этого, Президент формирует, упраздняет и реорганизует органы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности формируют Палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Деятельность исполнительных органов власти координирует Правительство, которое так же предусматривает выделение средств, которые необходимы для реализации программ в области обеспечения информационной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативные акты в области обеспечения информационной безопасности и обеспечивают исполнение законодательства и решений Правительства и Президента в данной области.

Государственные и межведомственные комиссии решают поставленные перед ними задачи обеспечения информационной безопасности. В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в данной области.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют непосредственно с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства, решений Президента и Правительства в области обеспечения информационной безопасности страны. Кроме того, они вносят свои предложения, связанные с совершенствованием системы обеспечения информационной безопасности РФ. Правосудие по делам о преступлениях, которые связаны с информационной сферой, осуществляют органы судебной власти.

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Известно, что к основным функциям юриста относится подготовка шаблонов основных документов предприятия и юридическое сопровождение сделок. Следовательно, автоматизированное рабочее место должно включать в себя такие компоненты как:

методическое обеспечение - распорядительная и организационная документация, инструкции, обучающие и методические средства, методики определения эффективности, проектирования и создания приложений и др.

эргономическое обеспечение - предметы, средства, пространственно-структурная организация рабочего места, условия труда.

лингвистическое обеспечение - языки программирования, включая языки СУБД, визуальные средства реализации приложений, специальные языковые средства, языки разметки, а также средства поддержания дружественного диалога юриста с модулями АРМ и др.

программное обеспечение, которое поддерживает устойчивое функционирование работу приложений и аппаратно-программных средств.

Организационное обеспечение - организационная структура хозяйствующего субъекта и его подразделений, порядок взаимодействия с внешними организациями, соответствующие схемы управления.

Информационное обеспечение - информационное пространство конкретной предметной области в совокупности с инструментальными средствами поддержки его продуктивного функционирования.

Техническое обеспечение АРМ юриста есть совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных технических средств, которые предназначены для автоматизированной обработки информации, результаты которой используют в процессе принятия управленческих решений. Итак, АРМ включает в себя следующие виды аппаратуры:

средства непосредственной программной обработки данных (серверы, компьютеры)

периферийные устройства, которые обеспечивают ввод-вывод, документирование информации на различных носителях

устройства оперативной связи (передача информации к месту ее обработки и далее потребителям)

внешние запоминающие устройства (электронные библиотеки, хранилища данных)

технические средства телекоммуникационного доступа и связи, которые обеспечивают функционирование и организацию сетевой информационной системы, поддерживающей работоспособность АРМ юриста;

устройства, которые обеспечивают коммуникационное взаимодействие с технологическим оборудованием

периферийные устройства подготовки текста программ и данных на различных носителях без использования компьютера.

Основными компонентами информационного обеспечения являются:

распределенные и/или локальные базы данных и базы знаний как структурированные сущности централизованного накопления и корпоративного использования;

технологии, которые обеспечивают не избыточное хранение данных, средства и методы прямого доступа пользователей и/или приложений к информации, а также технологии, обеспечивающие независимость приложений от способа хранения данных.

Программное обеспечение, которое поддерживает функционирование РАМ, имеет иерархическую структуру. Операционная система может быть любой (Windows 95, NT, 2000-2003, ХР, и др.). Любыми могут быть и программные оболочки. Однако, они должны быть совместимы с соответствующей операционной системой.

Что касается инструментальных средств, то здесь могут применяться различные экспертные системы, системы управления базами данных, системы программирования и пр. Инструментальные средства, которые поддерживают АРМ, представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Компоненты инструментальных средств

На рисунке 1 видно, что программное обеспечение АРМ строиться по модульному принципу, каждый модуль соотносится с однородными функциями, выполняемыми по мере необходимости.

Интеллектуальные возможности АРМ, полноту реализаций функций управления, профессиональную направленность и эффективное использование возможностей аппаратуры определяет, как правило, программное обеспечение. Программные продукты АРМ должны предусматривать сохранность информации, гарантировать надежность функционирования, исключать несанкционированный доступ к данным, обеспечивать неукоснительную защиту информационных ресурсов и каналов.

Следовательно, в состав АРМ юриста необходимо включить личную информационную систему (органайзер), текстовый процессор, СУБД, программу электронной почты, Веб-браузер, специализированную справочно-правовую систему (к примеру, Гарант, Консультант Плюс и т.д.)

Лингвистическое обеспечение - это совокупность языковых средств, которые применяются для написания модулей, поддерживающих автоматизированный процесс управления и принятия решений. Помимо этого, должны быть языковые средства, которые предназначены для общения специалиста с компьютером. При этом, данный класс должен быть ориентирован на профессионального исполнителя. Основой общения специалиста с компьютером должен служить определенный набор терминов из лексических единиц конкретной предметной (юридической) области, а также описание способов, с помощью которых могут вводиться новые термины, заменяя или дополняя существующие. Так же должен быть упрощенный синтаксис для задания языковых конструкций разной степени сложности, включая разнообразные запросы.

Эргономическое обеспечение АРМ связано с созданием оптимальных условий труда юриста на рабочем места. Следовательно, основное внимание необходимо уделить созданию комфортных условий работы, учитывая, при этом все эргономические параметры. К таким параметрам принято относить: удобную для работы пространственную структуру рабочего места, оптимальный набор предметов и средств труда, нормальные условия труда (освещенность, уровень шума и пр.), соблюдение техники безопасности.

Методическое обеспечение АРМ включает в себя все необходимые документы, методики обучения, инструкции, обучающие средства, средства проектирования и пр.

Организационное обеспечение АРМ включает штатные расписания, инструкции, положения, схемы функционирования хозяйствующего субъекта и пр.

На сегодняшний день в основу функционирования АРМ положены понятия работы как основной единицы обработки информации и потока работ. Одним из главных достоинств АРМ является возможность максимального встраивания элементов новой информационной технологии в процесс управления (сложившийся, новый или трансформированный) без нарушения естественного хода выработки и принятия конструктивных управленческих решений. Программно-технические средства АРМ предоставляют пользователю-юристу возможность в режиме диалога с компьютером учитывать трудно формализуемые факторы путем отслеживания процесса обработки данных, при необходимости вмешиваясь в его ход и внося необходимые корректировки. При этом можно производить многократные расчеты, моделируя возможные варианты и реализуя различные ситуации, что повышает обоснованность и оперативность принимаемых решений.

4. Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

№КритерииСПС "ГАРАНТ"СПС "Консультант Плюс"1Поддержка операционных системWindows XP, Windows Vista, Windows 7Windows NT, Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 72Сетевые версииФайл-сервер, клиент-серверФайл-сервер3Виды поискаПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словамПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словам4Количество реквизитов, по которым можно отыскать документ15 реквизитов12 для поиска по разделам "Законодательство", из них 7 общих для всех разделов5Поиск в нескольких базах данных одновременноДа, поиск можно осуществлять по любому количеству баз одновременно. Список документов будет единымТолько если пользователь находится в разделе "Законодательство" и в область поиска включена, хотя бы одна законодательная база. Результат поиска - отдельные списки документов для каждой базы.6СортировкаСортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения, сортировка по юридической силеКомплексная сортировка, сортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения7Наложение фильтра (дополнительных условий)Возможно (15 атрибутов (аналогично карточке поиска по реквизитам))Возможно, но только по одному атрибуту за раз и действует только для активного списка документов (либо для группы ИР, но при этом доступны только атрибуты "Название документа" и "Текст документа")8Сравнение двух списковВозможноНевозможно9Помещение в папкуВозможно (папки многоуровневые)Возможно (папки многоуровневые)10Перенос в WordДаДа11Сохранение в файлДа, форматы Windows текст, Dos текст, *.RTF, htmlДа, форматы *.txt (текст, текст MS DOS, текст в кодировке Unicode), *.RTF12ПечатьДа Да 13Многоэкранный режим работыНе предусмотренПредусмотрен14Вставка комментариев пользователяДаДа15Расширенная интеграция с MS OfficeСпециальная панель "Гаранта" в текстовых редакторах Word, Open Office и в почте Outlook позволяет, не отрываясь от решения текущих задач, искать необходимые документы, открывать систему или отдельные ее разделы, а также ставить ссылки в своих письмах и текстах на материалы из "Гаранта".Интеграция с MS Office реализована с ограниченными возможностями.

Список использованных источников

правовой информация безопасность российский

1.Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. пособие / П.У. Кузнецов, А.А. Стрельцов, А.В. Морозов и др. - Юрайт-Издат, 2012. - 422 с.

2.Чубукова С.Г. Основы правовой информатики: (юрид. и мат. вопр. информатики): учеб. пособие для студентов юрид. и иных вузов / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Контракт: Инфра-М, 2009. - 276 с.

Тихомиров С.Г. Информационно-справочные правовые системы. Правовая информатика: учеб.-практ. пособие / С.Г. Тихомиров, О.Н. Нишонов и др. - СПб.: Издательство "Кодекс", 2004. - 144 с.

ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/.

КонсультантПлюс. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные характеристики и принцип новой информационной технологии. Соотношение информационных технологий и информационных систем. Назначение и характеристика процесса накопления данных, состав моделей. Виды базовых информационных технологий, их структура.

    курс лекций , добавлен 28.05.2010

    Основные понятия и определения информационных технологий, их классификация, техническое и программное обеспечение. Роль глобальных информационных сетей и интернета. Сущность автоматизации процессов принятия решений, использование компьютерных технологий.

    тест , добавлен 10.12.2011

    Средства компьютерной, коммуникационной и организационной техники как техническая основа обеспечения информационных технологий. Основные системы классификации компьютеров. Программное обеспечение информационных технологий в маркетинге и экономике.

    лекция , добавлен 01.04.2012

    Программное обеспечение решения аналитических и прогнозных задач сбытовой деятельности, критерии выбора средств, использование информационных технологий управления. Архитектура "клиент-сервер" в локальных сетях информационных маркетинговых систем.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Цели социальной работы как профессиональной деятельности. Описание работы специалиста отдела социальной поддержки. Автоматизированное рабочее место специалиста, его функции, цели и задачи. Техническое и программное обеспечение рабочего места сотрудника.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Роль структуры управления в информационной системе. Примеры информационных систем. Структура и классификация информационных систем. Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2003