Максимальное фокусное расстояние объектива. Фокусное расстояние

31.07.2019 Фото

Фокусное расстояние (ФР или ƒ) – это дистанция между оптическим центром объектива и сенсором фотоаппарата. Чем больше фокусное расстояние, тем больше масштаб изображения проецируемого объективом на сенсор, чем меньше фокусное расстояние, тем масштаб изображения меньше. Можно сказать, что объектив с большим фокусным расстоянием увеличивает объекты, как бы приближая их к фотографу, а с меньшим фокусным расстоянием – уменьшает, отдаляет объекты.

Фокусное расстояние определяет угол изображения объектива (угловое поле). У объектива с большим фокусным расстоянием угол изображения узок – увеличивая предметы, длиннофокусный объектив заполняет ими весь кадр. Объектив с малым фокусным расстоянием, напротив, имеет широкий угол изображения и способен охватить большое количество пространства. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм имеет угловое поле 47°, а с фокусным расстоянием 200 мм обеспечит обзор всего в 12°.

В зависимости от фокусного расстояния и, соответственно, угла изображения, выделяют три основные группы объективов: нормальные (или стандартные), длиннофокусные (телеобъективы) и короткофокусные (широкоугольные).

Нормальные объективы , т.е. те, которые дают изображение наиболее близкое по своей перспективе к тому, что видит человеческий глаз, имеют фокусное расстояние примерно равное диагонали кадра, или немного длиннее её. Так, кадр стандартной 35-мм плёнки имеет размеры 36 x 24 мм, а стало быть, его диагональ приблизительно равна 43,3 мм. Нормальными принято считать объективы с фокусным расстоянием около 40-60 мм. На деле чаще всего используется 50 мм. Такой объектив ещё называют «полтинником». Угловое поле стандартного объектива лежит в диапазоне 40-60°.

Обладает фокусным расстоянием большим, чем диагональ кадра. Такие объективы используются для съёмки удалённых объектов, а также в тех случаях, когда задний план может отвлечь внимание от основного объекта съёмки, и малый угол изображения телеобъектива необходим, чтобы максимально изолировать объект, исключив из кадра всё лишнее.

Имеет фокусное расстояние меньше диагонали кадра. Его большой угол изображения незаменим, когда задний план важен для снимка и вы хотите охватить побольше пространства, подчеркнув перспективу и отношения между планами.

Длиннофокусный объектив – малый угол изображения.


Короткофокусный объектив – большой угол изображения.

Наиболее употребимые фокусные расстояния
и соответствующие им углы изображения

Цифры в таблице справедливы для камер, снимающих на 35-мм плёнку (формат 135), а также для полнокадровых цифровых фотоаппаратов с размером сенсора 36 x 24 мм (см. «Фотографические форматы »). Однако подавляющее большинство цифровых фотокамер оснащены сенсорами меньшего размера, и при их использовании желательно представлять, что такое кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние .

В настоящее время широчайшую популярность завоевали объективы с переменным фокусным расстоянием – так называемые вариообъективы, трансфокаторы или зумы. Их удобство и практичность очевидны – один зум может заменить собой целую сумку объективов. Из минусов – сложность конструкции и, как следствие, большая стоимость, большие размеры и вес, а также более низкое качество изображения по сравнению с объективами, имеющими фиксированное фокусное расстояние.

Управление перспективой

Фокусное расстояние объектива наряду с положением фотоаппарата влияет на композицию и перспективу снимка.

Представьте себе, что вы снимаете портрет человека на фоне каких-либо удалённых объектов – пусть это будет гора, кромка леса или любые рукотворные строения. Сделаем несколько снимков, используя объективы с различным фокусным расстоянием, но при этом постараемся сохранить размеры человека неизменными относительно размеров кадра.

При съёмке с нормальным объективом вы получите кадр, имеющий наиболее естественную перспективу, с объектами заднего плана, уменьшающимися пропорционально их удалению от человека, находящегося на переднем плане.


Фотография получена с помощью стандартного объектива.

Если вы возьмёте длиннофокусный объектив, вам придётся отойти назад, чтобы компенсировать его увеличивающую способность и сохранить масштаб портретируемого прежним. Объекты заднего плана при этом увеличатся в масштабе, приблизятся к вам. Почему? Да потому, что отойдя на лишние десять метров от человека, располагавшегося изначально в пяти метрах от вас, вы увеличили расстояние между вами втрое, а расстояние до заднего плана, которое возможно измерялось десятками, если не сотнями метров, практически не изменилось. Поэтому и говорят, что телеобъективы сжимают планы, устраняя перспективные искажения. На самом-то деле объектив тут ни при чём – он всего лишь увеличивает изображение, не разбираясь, где задний план, а где передний, но это позволяет вам снимать объект на большем удалении, уменьшая разницу между расстояниями от вас до разных планов сцены.


Телеобъектив сближает передний и задний планы изображения.

Телеобъективы прекрасно подходят для съёмки портретов, а также для макросъёмки, поскольку они, во-первых, изображают все части объекта примерно в одном масштабе, а во-вторых, за счёт малого угла зрения позволяют исключить из кадра посторонние элементы заднего плана. Тем не менее, телеобъективы отлично справляются и с пейзажной съёмкой, когда вам хочется сблизить отдалённые в действительности объекты, порождая сюрреалистичную перспективу. Что же касается фотоохоты, то здесь телеобъектив практически незаменим, хотя он и не избавляет фотографа от необходимости подбираться к диким животным так близко, насколько это возможно, и даже ещё ближе.

Вернёмся к нашему портрету, но теперь уже с широкоугольным объективом. На этот раз вам нужно подойти к человеку на расстояние примерно в два с половиной метра. Задний план, к которому мы почти не приблизились, уменьшится в размерах и отодвинется назад. Теперь в кадр помещаются бескрайние просторы: и горы, и леса, и высокое небо. Если вы присядете и сделаете снимок с низкой точки, то ваш портретируемый окажется великаном, возвышающимся выше гор, а деревья начнут падать к центру кадра. Широкий угол изображения позволяет охватить и подчеркнуть все эти перспективные искажения, но создаются они исключительно позицией камеры и направлением взгляда. Искажения перспективы могут стать как достоинством, так и недостатком кадра – решайте сами в каждом конкретном случае: бороться с ними, или же напротив, усугубить для пущего эффекта.


Широкоугольный объектив подчёркивает перспективу.

Будьте особенно осторожны с широкоугольными объективами, поскольку позволяя включить в кадр много хорошего, точно также они затрудняют исключение из кадра посторонних объектов. Заведите привычку, компонуя кадр, обегать глазами границы видоискателя в поисках различного незапланированного мусора. Не забывайте также о важности переднего плана. Стремление охватить множество объектов приводит к тому, что все они оказываются мелкими и невыразительными. Постарайтесь непременно найти какой-нибудь интересный композиционный центр, чтобы он притягивал взгляд к вашему снимку. Подойдите ближе – это всегда улучшает снимки. Чтобы подчеркнуть отношения между планами, необходимо, прежде всего, наличие этих планов.


Иногда перспективные искажения это недостаток,
а иногда - достоинство.

Широкоугольные объективы малопригодны для съёмки портретов, во-первых, потому, что широкий угол изображения включает в кадр слишком много отвлекающих элементов заднего плана, а во-вторых, потому, что вынуждает вас подбираться чересчур близко к объекту съёмки, и нос модели, оказавшийся в два раза ближе к камере, нежели её уши, выходит на снимке вдвое большего размера. Впрочем, если подобный гротеск вам по душе – никто не вправе ограничивать вашу творческую фантазию.

Предостережение

Наименее правильный вывод, который можно сделать, прочитав вышесказанное, это, что вам необходимо немедленно обзавестись объективами, покрывающими весь диапазон фокусных расстояний от 0 мм и до бесконечности. Патологически неверно! Вы будете похожи на ходячий магазин фототехники, и будьте уверены: в момент съёмки на вашей камере всегда будет самый неподходящий объектив. Вам нужно не то оборудование, которое вам может когда-нибудь понадобиться, а только то, без которого вы никак не сможете обойтись. Прежде чем покупать очередной объектив , убедитесь, что вы ясно представляете себе, зачем он вам нужен и какие задачи призван решить. Лучше один простой объектив, который вы изучите в совершенстве и с которым сможете мысленно видеть будущий кадр, не заглядывая в видоискатель, чем десяток дорогих стекляшек, в которых вы будете путаться, и совокупный вес которых не позволит вам пройти и километра без одышки. Вспомните Анри Картье-Брессона, за всю жизнь не воспользовавшегося другим объективом, кроме единственного полтинника.

Поверьте, объектив, который продавался вместе с вашей камерой – прекрасный объектив, и его возможностей достаточно для решения 90 % фотографических задач. Более дорогие объективы не повысят качество ваших снимков, а лишь несколько расширят диапазон ситуаций, в которых вы сможете снимать, при наличии должного опыта и умения. Уверены, что умрёте без лишнего стекла? Если нет – сэкономьте лучше деньги, а силы и время потратьте на совершенствование вашего мастерства .

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Объектива — это расстояние между задней главной точкой объектива и задним фокусом оптической системы.

Как видно, академическое определение, с точки зрения простого человека, несколько путанное. Поэтому фотографу-любителю важно не столько знать определение такой, безусловно, важной характеристики, как фокусное расстояние объектива, сколько представлять себе, на что эта характеристика влияет. А влияет она на приближение/удаление объекта съемки в видоискателе/на экране/на снимке, а также на перспективу.

Существуют объективы с переменным фокусным расстоянием ("зумы") и объективы с постоянным фокусным расстоянием ("фиксы"). При этом "зумы" делятся на зум-объективы и вариообъективы. Зум-объективы, как правило, используются в камерах со сменной оптикой, а также "псевдозеркалках" (фотоаппаратах, принцип фокусировки которых аналогичен обычным мыльницам, но да и сам внешний вид под стать зеркальным фотокамерам). Оптическая схема таких объективов такова, что дает возможность сфокусироваться на всем диапазоне фокусных расстояний, заявленных производителем для данного устройства. Вариообъективы таким полезным свойством не обладают и позволяют владельцу съемку только на некотором определенном наборе фокусных расстояний. При этом они компактнее, проще и дешевле, чем зум-объективы. Но большинство пользователей таких "стекол" даже не подозревают о подобном ограничении. Практически все "мыльницы" нижнего и среднего ценового диапазона оснащаются именно вариообъективами.

Фокусное расстояние объектива, как правило, либо присутствует в его названии (для сменной оптики), либо маленькими циферками и буковками просто нанесено на нем (характерно для "мыльниц"). В последнем случае очень важно не попасть впросак, т.к. некоторые производители указывают только эффективное фокусное расстояние объектива, некоторые — только реальное, а некоторые — и то, и другое. После появления цифровых фотоаппаратов в обиход фотографов вошло такое понятие, как "кроп-фактор". Это отношение линейных размеров к линейным размерам стандартного узкопленочного кадра (36 мм х 24 мм). Все матрицы цифрокомпактов являются "кропнутыми", т.е. их размеры гораздо меньше указанных выше линейных параметров пленки. Поэтому для определения так называемого эффективного фокусного расстояния (такого, как будто вы снимаете обычной узкопленочной "мыльницей") необходимо реальное фокусное расстояние объектива умножить на кроп-фактор матрицы. Иногда этот параметр называют еще фокусным расстоянием в 35-милиметровом эквиваленте. цифромыльницы можно узнать из документации, идущей вместе с фотоаппаратом, или же на сайте производителя. Скорее всего, размер будет выглядеть необычно, как-то так — 1/2,5". Далее в интернете можно найти таблицы определения кроп-фактора для наиболее распространенных форматов матриц.

По величине фокусного расстояния (как правило, реального, а не эффективного) объективы делятся на следующие категории:

  • сверхширокоугольные (менее 20 мм). Как правило, служат для пейзажей, архитектуры;
  • широкоугольные (24-35 мм). Их удел — съемка в помещениях, особенно небольших, пейзажи, групповые портреты;
  • нормальные (35-70 мм). Угол зрения человека эквивалентен фокусному расстоянию примерно 50 мм. Поэтому такая категория объективов чаще всего используется для повседневной съемки. Фотографии, сделанные на этих фокусных расстояниях, смотрятся естественно;
  • длиннофокусные (70-135 мм). Таким фокусным расстоянием обладает большинство объективов для макросъемки, а также так называемых "портретников" (объективов, предназначенных для ;
  • телеобъективы (свыше 135 мм). Тут все понятно — съемка объектов, сильно удаленных от фотографа. Такой объектив будет незаменим при съемке спортивных мероприятий, концертов. Или, скажем, при фотоохоте на диких животных.

Разумеется, такое деление объективов по величине фокусного расстояния весьма условно, однако при подборе оптики для фотокамеры даже фотограф-любитель должен учитывать то, что он планирует делать при помощи данного "стекла".

Для центрированной оптической системы, состоящей из сферических поверхностей, описывает способность собирать лучи в одну точку при условии, что эти лучи идут из бесконечности параллельным пучком параллельно оптической оси . Wikipedia.org

(вместо вступительной шутки)

Фокусное расстояние (далее ФР) - один из основных параметров объектива. Показывает степень приближения изображения или же угол обзора. Чем меньше ФР, тем шире угол обзора, а приближение меньше. Чем больше ФР, тем уже угол обзора, а приближение больше.

Измеряется фокусное расстояние в миллиметрах и обычно указывается на корпусе и ободке объектива.


Olympus Zuiko 35-100/2

Возле кольца зуммирования (если таковое имеется) нанесена шкала , которая показывает текущее фокусное расстояние.

По ФР объективы делятся на три основные категории:

  • Широкоугольные объективы имеют большой угол обзора и обладают ФР в пределах 8-28 мм (в 35мм эквиваленте).
  • Штатные объективы имеют средний угол обзора, привычный человеческому глазу и обладают ФР 28-70 мм (в 35мм эквиваленте).
  • Телеобъективы (греч. téle - далёкий, отдалённый) обладают узким углом обзора, обладают ФР 70-степень фанатизма фирм производителей . Стандартным теле-диапазоном считается 70-200, 70-300 мм.

Самой главной особенностью ФР является искажение изображаемого пространства. Один и тот же объект, сфотографированный в одних и тех же условиях но при разных ФР, выглядит совершенно по-разному.

Широкоугольные объективы, как правило, выпячивают центр кадра и как бы «загибают» края. Этот эффект называется «бочкой» или «подушкой». По-научному это называется «Дисторсии» или «Сферические аберрации».


Широкоугольный объектив захватывает только переднюю часть шара (1), выпячивая середину объекта. Портретный объектив делает объект более плоским, показывая большую часть шара (2).

Наглядный пример того, как искажаются пропорции объекта в зависимости от изменения ФР


Обратите особое внимание на изменение соотношения фона и объекта съёмки, на расстояние между моделью и секциями тропки. В последовательности есть один неправильный кадр. Если вы правильно поняли суть, вы поймёте, какое изображение не соответствует указанному ФР


То же самое, но с лицевым портретом

Все снимки сделаны с одинаковыми выдержкой и диафрагмой. 11мм - Tokina 11-16,24,45мм - Carl Zeiss 24-70/2.8, 70,135,200мм - Sony 70-200/2.8g.

Важным нюансом для портретной съёмки является то, что при использовании телеобъектива фотограф находится далеко от модели (5-15м). Это позволяет начинающим моделям немного раскрепоститься. При съёмке крупнолицевого портрета на 11мм расстояние от объектива до глаз модели составляет примерно 10-20 см. Далеко не всем понравится такая «близость».

При съёмке широкоугольным объективом сложно добиться размытого фона и правильных пропорций. Зато дисторсии часто вносят в кадр особую «динамику», и изображение от этого выглядит гораздо «живее». В большинстве случаев широкоугольные объективы используются для съёмки пейзажей и архитектуры, поэтому называются «пейзажными».



Tokina 11-16/2.8

С телеобъективами всё наоборот. Они как бы разворачивают центр кадра, а фон отодвигают назад. При съёмке телеобъективом сложно добиться неразмытого фона, что затрудняет съёмку нескольких объектов, находящихся на разном расстоянии от объектива. Часто телеобъективы используются для съёмки крупных портретов, поэтому называются «портретными» или «портретниками».



Sigma 75-200/2.8-3.5

Стандартные объективы - что-то среднее между теле- и широкоугольными объективами.

По фокусному расстоянию объективы могут делиться на ФИКСЫ и ЗУМЫ . ФИКС (англ. fixed - неизменный) - объектив с неизменным ФР, а ЗУМ - с изменяемым. Зум-объективом можно приближать или отдалять объект съёмки, зато у фикс-объективов выше светосила и красивее картинка.

Объективы с фиксированным ФР в названии имеют только одну цифру, например: Canon EF 50mm f /1.8. У зум-объективов в названии всегда две цифры. Например, PENTAX DA 50-135 F/2.8 ED. Первая цифра - минимально возможное ФР, вторая - максимально возможное.

Бытует мнение, что величина зума показывает, как сильно объектив может приближать, но это не так. Зум - это отношение максимального ФР к минимальному. Например, возьмём два объектива: 18-55 и 70-210. Их зумы соответственно равны:

То есть оба объектива обладают трёхкратным зумом. Или же их зум равен х3.

Бытует мнение, что чем больше кратность зума, тем хуже итоговая картинка. Это справедливо в тех случаях, когда речь идёт про объективы начального уровня. Зумы High-end класса демонстрируют превосходную картинку, но и ценник у нихсовершенно не демократичный .

Споры о том, что же лучше «Фиксы или зумы» похожи на споры «ВАЗ или Китайские авто» или более близкие фотографическому сообществу «Canon VS Nikon». Каждый сам должен выбрать свою позицию. Хотя очевидно, что правильной позиции в этом вопросе быть не может.

Среди фотографов, как профессионалов, так и любителей, очень популярно выражение "фокусное расстояние". Да и многие далекие от фотографии люди часто слышат его и даже используют, только вот понимают значение этого словосочетания не всегда правильно.

Весьма распространено заблуждение, что фокусным расстоянием называют расстояние до объекта съемки. Профессионалов такое толкование забавляет, а вот неофитов оно часто ставит в неловкое положение.

На самом деле фокусное расстояние - это одна из наиболее важных характеристик фотокамеры как таковой. Определяет она угол обзора и оптимальное (но не истинное!) расстояние до объекта съемки. Значимость этой характеристики нельзя переоценить, ведь именно она отвечает за четкость изображения.

Кто-то может спросить: а как же фотографы одинаково хорошо снимают объекты и вблизи, и вдали, если фокусное расстояние так важно? На самом деле, это расстояние не является чем-то неизменным. Как правило, на одном и том же расстоянии оно очень легко меняется - в зависимости от потребностей фотографа. Самое главное - уметь подобрать оптимальное значение для съемки каждого конкретного объекта. Но и это не проблема - в наше время прогресс зашел так далеко, что фокусное расстояние меняется автоматически.

Как уже было сказано выше, именно таким расстоянием определяется угол обзора. В зависимости от значения этого угла все объективы делятся на три вида: нормальные, широкоугольные и телеобъективы.

У нормальных линзы варьируется от 40 до 50 миллиметров, а их угол обзора максимально приближен к углу зрения человека. Фотографии, сделанные при помощи такого объектива, являются наиболее естественными. Смотря на них, можно испытать так называемый "эффект присутствия".

У фокусное расстояние превышает 35 миллиметров, а угол обзора значительно больше угла зрения человека. С их помощью очень удобно снимать интерьер тесных помещений и пейзажей. Однако следует учитывать, что хотя благодаря большому углу обзора будет охвачено большее, чем человеческим глазом, пространство, объекты, находящиеся на задних планах фотографии, будут заметно искажены.

Телеобъективы имеют еще большее фокусное расстояние - свыше 60 миллиметров. Их отличительным свойством является эффект приближения, позволяющий делать отличные портретные снимки. Также незаменимы такие объективы, когда есть необходимость снять крупным планом объект, находящийся на значительном расстоянии. А вот глубину пейзажа и его естественность телеобъектив передать не сумеет.

Итак, из изложенного выше текста легко понять, какое фокусное расстояние лучше использовать для съемок тех или иных сюжетов. Однако не помешает лишний раз уточнить, что для портретных фотографией оптимальным фокусным расстоянием будет от 60 до 135 миллиметров, для съемки людей в полный рост - от 35 до 60 миллиметров. Для пейзажей и интерьера - не более 35 миллиметров. Для крупных объектов, расположенных на значительном расстоянии - не менее 135 миллиметров, а для далеких мелких объектов - не менее 30 миллиметров.

Но как неопытному фотографу определить фокусное расстояние фотоаппарата? Это очень просто. Нужно лишь найти маркировку на его объективе. Тут важно обратить внимание, имеет ли объектив фиксированное значение (указано всего одно число) или их (значений) несколько. В том случае, если маркировка свидетельствует о наличии нескольких значений, пользователь может легко менять фокусное расстояние своей камеры.

Теперь начинающему фотографу нужно лишь начать успешно применять полученные из этой статьи знания на практике, и не беда, если поначалу фотографии будут получаться неестественными и размытыми. Практика и еще раз практика - вот он, залог успеха!


Выбор объектива для фотографа даже более важен, чем выбор фотоаппарата. В этом обзоре вы найдёте описание фокусных расстояний от 14мм до 300мм . Каждое фокусное расстояние имеет свою специфику, это нужно учитывать при выборе объектива. Начинать, я считаю, нужно с китового объектива. Можно даже с зума вроде 18-135, а уже потом подходить к выбору более специализированной оптики. Это процесс индивидуальный и творческий.

Оптимальное фокусное расстояние зависит от:

  • жанра съемок
  • места съемок
  • специфики работы
  • творческого видения каждого фотографа

Со всем этим можно определиться только уже имея определенный опыт в фотографии. Ниже я поделюсь своими наблюдениями. Вся информация касается работы с . Если у вас камера с кроп матрицей, умножайте цифры фокусного расстояния на полтора.

Рыбий глаз (fish eye)

Кадр сверху сделан на объектив . Этот объектив даёт полное покрытие кадра на кроп камере и круг с чёрными краями на . Угол зрения — 180 градусов по диагонали. Кадры, грамотно сделанные на фишай, выглядят завораживающе. Особенность этого фокусного расстояния (бывают от 4мм до 15мм ) в том, что у него очень узкая сфера применения. Фишай — объектив с максимально широким углом обзора, но при этом без коррекции дисторсии. В итоге мы имеем закруглённые линии, которые должны быть прямыми, и очень специфическую перспективу. Такой объектив берется с собой ради нескольких ярких кадров. Пользоваться им долго затруднительно.

14мм


Объектив с фокусным расстоянием также очень специфичен. Это касается геометрии получаемого изображения. Малейший неверный наклон камеры вызывает сильные искажения. Особенно это ощущается при . На природе же легко заваливается горизонт. Угол зрения очень широк — нужно понимать, нужно ли это вам. В нем есть плюсы: можно, к примеру, снять салон машины изнутри целиком; в любом тесном помещении вас не будет проблем с углом обзора; на природе можно делать интересные панорамы с объёмным передним планом. Снимать портреты с таким фокусным расстоянием можно только очень осторожно и в полный рост. Вообще, снимать людей на объектив с таким фокусным нужно крайне вдумчиво. Это, впрочем, касается любых съемок — здесь перед тем как сделать кадр нужно думать. Объектив 14мм — не каждодневный инструмент.

24мм


24мм — довольно широкий угол. Работая с широкоугольным объективом всегда нужно думать о том, что должно попасть в кадр, а что не должно. С этим фокусным расстоянием работать проще. Он не так искривляет пространство и больше соответствует обычному восприятию. На 24мм очень комфортно снимать в помещении. Захватить комнату целиком не составит проблемы. В то же время, геометрические искажения куда менее выражены. Это удобное фокусное расстояние, с ним можно путешествовать (что я не советовал бы делать имея только 14мм), снимать репортаж внутри небольших помещений, делать пейзажные снимки. Для портретов объектив 24мм, опять же, малопригоден.